«Семь холмов — как семь колоколов!» — анализ стихотворения Цветаевой

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Цветаевой — «Семь холмов — как семь колоколов!». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе на урок в школе.

Вариант 1

Произведение «Семь холмов» Марины Ивановны Цветаевой – часть цикла ее «Стихов о Москве».

Стихотворение написано летом 1916 года. В начале этого года молодая поэтесса, считавшая себя «московской», гостила в Петрограде. Ни А. Блока, ни А. Ахматову увидеть ей так и не удалось. Ее опьянение старой патриархальной столицей, по сути, уже натурой уходящей, усилилось после пребывания в старинном городке Александров. Первая Мировая война ушла на второй план, уступив место исторической России, поданной в этом цикле стихов порой почти по-лубочному. Жанр – ода городу и себе, размер – ударный стих с перекрестной рифмовкой, есть рифмы неточные, открытые и закрытые, 4 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Интонация раздольная, почти песенная, фольклорная. Несколько риторических восклицаний. Начинает поэтесса свое стихотворение почти как былину сказитель. Лексика колоритная, народная, местами устаревшая, с насквозь русскими понятиями.

Семь холмов, на которых стоит город – будто семь гудящих колоколов. Во второй строке сказочный зачин превращается в небылицу: на семи колоколах – колокольни. Метафоризм этой строки не позволяет толковать ее в прямом смысле. «Сорок сороков»: именно такое множество храмов было в Первопрестольной. Эпитет «Колокольное семихолмие» довершает ощущение звона от строфы.

Со 2 четверостишия начинается рассказ о себе. «Колокольный, червонный»: в храмах, поставленных и освященных в честь святого апостола Иоанна Богослова, трезвонили к праздничной службе. Собственно, устаревшее «червонный» означает «красный», то есть, опять-таки, праздничный день. Вторая строфа – типичный пример цветаевской инверсии (нарушение порядка слов). Сравнение «дом – пряник» чисто русское, сказочное. Уменьшительный суффикс «церковки» подчеркивает умиление поэтессы. Лексический повтор открывает 3 строфу. Героиня вспоминает прошлое, детство. «Монашки к обедне»: неслышно потянутся в храм на литургию, еще засветло. «Вой в печке»: это уже относится к зимним воспоминаниям. «Жаркий сон»: девочке жарко и от заботливо натопленной печи, и от фантазий, волшебства детского мира, куда полноправно входит и «знахарка», практиковавшая лечение травами.

В финале, словно от избытка чувств, М. Цветаева вдруг из прошлого переносится в будущее. А там – ее собственные похороны. И не жаль ей умереть в этом городе, на этой земле, воспитавшей ее и взрастившей. Проводить себя она заповедует всему «московскому сброду»: изгоям, нищим, калекам, странникам, тем, кого преследуют люди и закон. Просторечие «поп» здесь не небрежность, а родственная фамильярность. «Позаткни»: выразительный приставочный глагол. В последней строке – возврат к пронизанной звоном земле московской.

«Семь холмов» М. Цветаевой – благодарность и музыка вскормленной московской землей души поэтессы.

Вариант 2

Стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов!..» было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Произведение входило в цикл стихотворений о Москве, который был издан в 1916 году. Это время принято считать ранним периодом творческой деятельности Цветаевой. «Семь холмов – как семь колоколов!..» было создано в июле, а творения поэтессы, написанные тем летом в Александрове, впоследствии стали известны как самые счастливые и красочные стихи Марины Цветаевой. В сборнике «Стихи о Москве» сосредоточены лучшие воспоминания поэтессы о своём родном городе, столице России, и детских годах, проведённых в ней.

Анализируемое стихотворение не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений, как и другие произведения Цветаевой. Независимая и свободолюбивая поэтесса никогда не привязывалась ни к одной из популярных школ поэзии, не пыталась подражать ни одному из поэтов своего времени или прошлого. Её собственный стиль не подлежит определению, загону в чёткие рамки. Жанр произведения – лирическое стихотворение с нотками оды, восхваления столицы нашей Родины.

Главная идея стихотворения – это признание в любви городу, в котором родилась и была счастлива поэтесса. Соответственно, основной темой всего произведения является Москва, расположенная на семи холмах – отсюда и происходит название стихотворения. Композиционно стих поделен на две части, в первой красочно описывается сам город, а во второй – его обитатели, простой городской люд. В конце произведения Цветаева иносказательно затрагивает тему религии и смерти. Думая о ней, она не может согласиться с покорностью православных людей собственной судьбе и просит ей «крепче заткнуть рот колокольной землёй московской».

Лирическая героиня Цветаевой обитает среди описанного во второй смысловой части стихотворения городского люда. Она не противопоставляет себя ему, а наоборот, отождествляет, несмотря на использование такого резкого описания, как «юродивый, воровской, хлыстовский». Лирическая героиня не может представить себя без московского народа и самого города, в котором она родилась в «червонный» день, то есть, в праздник. Произведение не имеет развивающегося сюжета в силу своей тематики: это скорее описание собственных воспоминаний, а не повествование.

При создании стихотворения Марина Цветаева использовала чередование мужской и женской рифмы – её любимый приём при плетении поэтической канвы произведений. Необычен размер «Семь холмов – как семь колоколов!..»: это акцентный стих, чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке. Данный размер широко употреблялся в народном творчестве, поэтому очевидно, что Цветаева выбрала именно этот способ стихосложения для того, чтобы приблизиться к образу описываемого московского люда. Строки стихотворения соединены между собой при помощи перекрестной рифмовки со схемой ABAB.

Для достоверного описания своей Родины и окружающих людей Марина Цветаева использует огромное многообразие средств художественной выразительности. Среди них такие тропы, как эпитеты («златоголовые», «юродивый», «жаркий», «колокольной»), сравнение («семь холмов – как семь колоколов»), лексическое повторение («сорок сороков»). Риторические восклицания («колокольное семихолмие!», «колокольной землей московскою!») придают стихотворению особенно торжественный, воспевающий оттенок, чего при создании и добивалась Цветаева.

Москва – это по-настоящему удивительный город. В стихотворении «Семь холмов – как семь колоколов!..» Марине Цветаевой удалось в полной мере воспеть его красоту и уникальность.

Вариант 3

Марина Цветаева появилась на свет в Москве. Любимому городу она посвятила поэтический цикл, написанный в 1916 году и включающий в себя девять стихотворений. Одно из них – «Семь холмов – как семь колоколов!..». В нем поэтесса упоминает о своем рождении: «В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова». Действительно, 26 сентября (8 октября) православной церковью празднуется память апостола Иоанна Богослова. Факт совпадения праздника с днем рождения Цветаевой нашел отражение сразу в нескольких ее произведениях. Самое известное упоминание также относится к 1916 году: «…я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов».

В стихотворении стоит обратить пристальное внимание на интонацию. За счет переносов поэтесса словно раскладывает одну мысль на несколько строк. От этого приема у читателей создается ощущение перепева, будто их постоянно возвращают назад. Кроме того, паузы делаются и посередине некоторых строк. Обозначаются они при помощи тире. Подобное построение стихов характерно для всего творчества Цветаевой. Еще один важный технический момент – благодаря обильному использованию в произведении гласной «о», Марине Александровне удается добиться на бумаге звуковой имитации колокольного звона. Он вообще часто упоминается в цикле «Стихи о Москве». Наряду со знахарями, православными праздниками, паломниками. По мнению Цветаевой, все это – своеобразные символы старой Москвы с ее патриархальным укладом и соблюдением религиозных традиций.

В завершении стихотворения появляется тема смерти – одна из наиболее значительных в творчестве Марины Александровны. Лирическая героиня произведения просит проводить ее в последний путь «весь московский сброд, юродивый, воровской, хлыстовской». Отдельное обращение – к попу. Ему следует запечатать умершей рот «колокольной землей московскою». Просьбам цветаевским не суждено было претвориться в жизнь. 31 августа 1941 года поэтесса повесилась в Елабуге, куда ее с сыном отправили в эвакуацию. Марину Александровну похоронили на местном Петропавловском кладбище. По сей день остается неизвестным точное местонахождение могилы Цветаевой. Сейчас на южной стороне кладбище, где предположительно захоронено тело поэтессы, установлено гранитное надгробие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector