«Шестое чувство» — анализ стихотворения Гумилева

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Гумилева — «Шестое чувство». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921-м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
• Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
• Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
• Жанр – философская элегия.

• Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
• Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
• Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
• Сравнение – “как мальчик, следит”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.

В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.

Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.

Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

Вариант 2

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа. Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы. Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
Сравнение – “как мальчик, следит”.

Вариант 3

Николая Гумилева причисляют к поэтам, обладавшим уникальным даром – шестым чувством. Такое название носит способность предвидеть события, применить свой талант. «Шестое чувство» – это попытка писателя осмыслить проблему чувственности, красоты и человечности.

Настроение произведения отдает меланхолией, отчаяньем. Эта особенность объясняется сложной исторической, культурной и социальной ситуацией начала ХХ века. Россия сотрясается катаклизмами. Человек смотрит на красоту с болью, страдая. Автор прибегает к соединению несоединимого: земного и небесного, утилитарного и духовного, материального и нравственного начал.

Писатель принадлежит к когорте русских авторов, творивших в непростое время. Этот период в искусстве получил название Серебряного века. Гумилев писал поэзию еще в детстве. В юношеские годы Николай Степанович переживает дебют – издание первой книги стихов.

Судьба наделила русского писателя удивительным талантом. Гумилев обладал не только поэтическим даром, но и способностью прорицателя. Например, в “Заблудившемся трамвае» поэт предвидел собственную кончину и даже обстоятельства своей смерти. Конкретный день гибели не открылся Николаю Степановичу, но поэт все же знал: он скоро умрет.

Тематика гумилевского шедевра

О материальных ценностях

Произведение русского гения посвящается разным сторонам человеческой жизни. Автором подчеркивается: больше всего люди желают материальных благ, денег. Эти средства они тратят, покупая другие блага. Люди предполагают, что за деньги можно купить радость и счастье в жизни.

О духовных ценностях

Духовные ценности – вопрос куда сложнее, чем предыдущий. Духовные ценности не поддаются монетизации и коммерческому обороту. Для чего они? Писатель делает вывод: умение видеть красоту, получать удовольствие от прекрасного – это великая награда. Человек должен удовлетворяться лишь красотой. Это умение развивает пять чувств, которыми наделен человек, и дарит еще одно – шестое чувство. Что такое шестое чувство? Это умение предвидеть события.

О восприятии красоты

Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Писатель приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту. И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.

Образ шестого чувства

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы. Правда, Гумилев пишет и о том, что шестое чувство порой проявляется и людей, лишенных высоких нравственных качеств.

Как найти шестое чувство?

Обрести шестое чувство нелегко и больно. Кроме того, это очень длительный процесс. Гумилев уподобляет приобретение шестого чувства операции, которая позволяет человеку рассмотреть собственное будущее. Владельца дара обременяет эта способность: человек страдает телом и душой.

Гумилев уверен в божественном происхождении шестого чувства. Поначалу поэт говорит: лишь нравственно чистый, морально возвышенный человек достоин такого великого дара. Но потом Николай Степанович вспоминает собственный жизненный опыт. Писатель делает ремарку: нет, порой и «скользкие твари» выращивают на спинах «крылья». Этот факт ввергает автора в отчаянье. Поэт чувствует себя бессильным. Обретение крыльев недостойными людьми обрекает других – достойных представителей человеческого рода – на боль. Люди страдают, мучаются «под скальпелем природы и искусства», избавляясь от грязи в своей душе. Красота, умение ее различать, совершенствует человеческую натуру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector