«Сон» — анализ стихотворения Лермонтова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Сон (М.Ю.Лермонтов). Используйте наш материал в качестве примеров для написания сочинений по литературе на эту тему.

Вариант 1

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм.

К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта.

Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек.

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения. Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном.

Тема сна

Для многих людей сон является возможностью отдохнуть, восстановить силы после тяжелых событий или длительной болезни. Однако такие писатели, как Вильям Шекспир или Педро Кальдерон придают сновидениям особый, порой мистический, смысл. Для Михаила Юрьевича Лермонтова сон предстает в нескольких вариантах. Особенно явно это представлено в стихотворении, написанном незадолго до гибели.

Здесь понятие сна представляется в трех разных значениях. Для умирающего лирического героя Лермонтов словом «сон» выражает состояние умирающего человека. Он находится в забытье, на грани жизни и смерти. При этом она видит другой сон, в котором его родные и близкие живы и здоровы, веселятся на вечернем пиру и говорят именно о нем. Это дает герою возможность надеяться на то, что он не забыт, его многочисленные друзья помнят его, что он не одинок. Хотя, в самом начале стихотворения поэт делает акцент на то, что лирический герой один среди неприветливых гор. В третьей ипостаси Лермонтов рассматривает сон как состояние души девушки, которая вдруг почувствовала смерть своего возлюбленного. Именно поэтому в эту минуту она не ведет светской беседы, а сидит чуть поодаль, одна.

Критики отмечали такую особенность данного стихотворения, как зеркальность сна. Сон лирического героя в далекой жаркой пустыне и душевный сон девушки позволяют им в одну минуту взглянуть друг на друга, почувствовать свою любовь. Таким образом, автор оставляет надежду на то, что он не будет более одинок. Смерть для него перестает быть трагедией.

Особенности строения стихотворения, использование автором как простых, так и возвышенных слов, позволяют стереть грань между ужасающей реальностью, где человек погибает в муках и одиночестве, и миром сновидений, мистическим местом, где счастье совсем близко, любимые не предают, где нет места забвению.

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.

В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь.

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе. И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества. Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп.

Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя. Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине. Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей жизни писателя. Стих мне очень понравился.

Вариант 2

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его смерти. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причём автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал её – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал её в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь ещё тёплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Лирический герой видит себя и после смерти одиноким, лежащим среди песчаной долины, возле его тела нет даже убийцы. Герой заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне ещё не знают о его смерти: там идёт пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие: она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело молодого человека, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что всё завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав перекрёстную рифму.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое отражает мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующую картину, но так, как будто всё произошло на самом деле, как будто лирический герой был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.

Эпитеты – “полдневный жар”, “жёлтые вершины”, “мёртвый сон”, “вечерний пир”, “юные жёны”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создаётся безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Вариант 3

Стихотворение «Сон» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, совсем незадолго до своей смерти. Удивительно, но в нём и впрямь описываются действия, связанные с трагической судьбой поэта. Предтечей всему этому было разочарование в себе. Жизнь в какой-то мере катилась к закату. Наверное, простым читателям всё это невдомёк, а вот Михаил Лермонтов – наверняка осознавал то, что скоро его не станет. Именно поэтому стихотворение «Сон» отражает параллель жизни поэта с написанными им строками.

Долина Дагестана, главный герой – смертельно ранен и проводит свой последний остаток жизни. Ему не нравится пейзаж, он не привык здесь находиться и всё это его страстно мучает, к тому же он совсем один. На последнем дыхании, ему снится сон, увенчанный красотой и радостью. Это вечерний пир, причём в родных местах. Там юные жёны ведут весёлый разговор, касающийся его самого. Но в это же время, на том самом пиру, сидит девушка, явно без праздничного настроения, которая погружена в собственный сон. Он грустный, и это сразу наводит автора на печаль. Она видит труп знакомого в долине Дагестана, а из груди у него сочится кровь. Очевидные события происходящего напрашиваются сами собой, и что тут скажешь. Михаил Лермонтов в этом стихотворении предвосхитил мечту, а она же на самом деле оказалась роковой для него самого.

Анализ «Сон» Лермонтова М.Ю.

За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.

Содержание стихотворения «Сон»

Лермонтов (анализ произведения подтверждает его фатальность) во всех красках описал свою смерть. Незадолго до дуэли поэт встречался со своим другом Владимиром Одоевским, и тот ему подарил красивую записную книжку, приказав вернуть ее, исписанную стихами. Таким образом он хотел поддержать писателя, укрепить его веру в собственные силы. Михаил Юрьевич как будто спешил выполнить просьбу товарища, он писал стихи в ускоренном режиме.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальных неприкрытой горечью, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.

«Сон» — трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.

Совпадение или пророческий дар?

Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, что автор в подробностях описал собственную смерть, приукрасив лишь момент с девушкой, которая ждала его дома. В действительности он никому не был нужен, кроме старенькой бабушки и нескольких друзей, которые его поддерживали. Михаил Юрьевич, видимо, хотел выдать вымысел за действительность, поэтому и написал лирическое отступление со сном-видением незнакомки. Анализ «Сна» Лермонтова позволяет понять, что автор смирился со своей судьбой и спокойно смотрит смерти в лицо. Он красочно описал в стихе собственную участь, не указав лишь имени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector