«Спит ковыль. Равнина дорогая» — анализ стихотворения Есенина

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Есенина — «Спит ковыль равнина дорогая». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.
• Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.
• Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждёт.
• Стихотворный размер – написан хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

• Жанр – это лирическое стихотворение, так как в каждом стихе – самые сокровенные мысли, чувства, переживания лирического героя.
• Метафоры – “свинцовой свежести полынь”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
• Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
• Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
• Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Подробный анализ

Вариант 1

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма. Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете», но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна. Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль». Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть». Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь». Далее используется смысловая антитеза, экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси». Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный», «таинственный», изба «золотая». Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут», «плачут». Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом».

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью». Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома.

Вариант 2

С.А.Есенин известен как истинно русский поэт. Эта истинность заключается в той бесконечной любви к родной земле, которой пронизано все его творчество. Так, как любил Русь Есенин – искренне, нежно, горячо и неистово – могут любить немногие. Свидетельством этому является его стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», главная тема которого – любовь к Родине.

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель — индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества. Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

В жанровом отношении это стихотворение относится к общественно-политической лирике и не имеет сюжета, а содержит мысли и переживания самого поэта — лирического героя стихотворения о судьбах его Родины. Практические все шесть строф стиха построены по принципу антагонизма: в первых двух строках дается некое утверждение, а в оставшихся – мнение автора по этому поводу. При этом в большинстве случаев авторская позиция доносится через отрицание и противопоставление. Примером этому могут служить его слова: «никакая родина другая», «но никто», «все равно остался я», «но и все же».

Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. На эту же идею работает постоянно встречающаяся инверсия: «равнина дорогая», «окрик журавлиный», «свет луны таинственный и длинный», «родине любимой».

Антагонизмом, противоречиями проникнуто все стихотворение. Так, свежесть полыни – свинцовая, а на Руси, даже если в ней радуются, свирепствуют и мучаются, все равно жить хорошо. Этот антагонизм работает на идею стихотворения: автору не нравится новая Родина, он остался поэтом «золотой бревёнчатой избы», но он все равно ее любит и хочет здесь «спокойно умереть».

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая — усеченной. Рифма – перекрестная.

Поэт настолько любит Родину, что она для него – живая. Это подтверждают многочисленные олицетворения: «плачут вербы», «шепчут тополя», «спит ковыль».

Насыщенность эпитетами («сильный враг», «золотая бревенчатая изба», «чужая юность») говорит о глубине чувств поэта. В то же время аллитерация звуков (например ,«в», «р,» «л» («ковыль», «теплынь», «другая», «грудь») и постоянный ассонанс гласных (например, «и» («теснимый» — «родине любимой»), «у» «луны» — «журавлиный») создает особую напевную мелодику стиха.

Рифмуя в последней строке слова «пропеть» и «умереть», поэт, видимо, предчувствовал скорую смерть и писал это стихотворение как завещание о том, как нужно любить свою Родину.

Вариант 3

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

В 1925 году, примерно за 6 месяцев до своей трагической гибели, Есенин вновь обращается к теме родного края и создает удивительно лирическое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким. В очередной раз автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. Автор отмечает, что «никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», тем самым, подчеркивая, что он остался совершенно равнодушен к красотам заморских стран.

При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву. чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно.

Двойственность чувств, которые испытывает поэт в последний год своей жизни, очевидна. Он понимает, что в любой момент может быть арестован за то, что весьма скептически относится к советской власти и не желает превозносить ее достижения в своих произведениях. С другой стороны, Есенин не представляет своей жизни вдали от родины, поэтому отказываться остаться за границей, хотя и понимает, что возвращение в Россию является для него смертным приговором. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!». Эти слова оказываются пророческими, однако гибель Есенина до сих пор является загадкой для историков и исследователей его творчества, которые убеждены, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой политических интриг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector