«Тени сизые смесились» — анализ стихотворения Тютчева

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Тютчева — «Тени сизые смесились». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.
• Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.
• Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.
• Жанр – Лирическое стихотворение.

• Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.
• Метафоры – «мгла самозабвенья».
• Эпитеты – «полёт незримый», «тоски невыразимой», «сумрак сонный».
• Олицетворения – «звук уснул».

Подробный анализ

Вариант 1

Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше, пустой дом, в котором стали проходить одинокие вечера поэта, мысли связанные с собственным самобичеванием, по поводу идеи путешествия, все это отразилось в строках данного произведения. Сам стих был написан в 1836г., изначально назывался «Сумерки», переходное время в состоянии суток — так часто интересовавшая тема поэта, как и форма ( две строфы).

Первая строфа представляет собой описание приходящей ночи, видоизменение всего и вся уловимого ухом и взором человеческим. Отмечаем, что для того, чтобы показать уход дня поэт использует глаголы прошедшего времени. Удивительно состояние окружающего мира, описанного поэтом, он уже еле различает предметы, все мутнее выглядят их грани, но в тоже время сумрак этот зыбкий, словно боится быть спугнутым кем-то или чем-то. Из выразительных средств автор использует метафоры : цвет поблекнул, звук уснул, жизнь разрешилась в сумрак и гул; эпитеты- незримый полет, невыразимая тоска. Жизнь, наполненная до этого радостью совместных вечеров с возлюбленной, сейчас растворилась, превратилась лишь в отзвуки, воспоминания, отсюда и нахлынувшая тоска, которой охвачен лирический герой. Ему кажется, что он сам растворился во всей этой ночи, то есть для него жизнь в некотором роде тоже утратила прежний смысл, что подчеркивают идущие подряд предложения с риторическими восклицаниями и многоточиями.

Во второй строфе тоска, мучающая лирического героя, перерастает в процесс самоуничижения, он упивается тишиной, ведь именно она способна заглушить все его чувства и переживания. Выразительные средства это строфы это: эпитеты- тихий сумрак, сонный сумрак; метафорический эпитет –дремлющий мир; метафора –сумрак лейся в душу, залей чувства мглой самозабвения, смешай с миром. Лирический герой жаждет забыться, отстраниться от бренности этого мира, словно сам он медленно превращается в незримую пелену, тем самым сливаясь с этим безмолвным, сонным едва различимым мирозданием. Как яростно звучат желания лирического героя : переполни, смешай; выраженные через риторические восклицания, на фоне использования аллитераций со звуком «ш», «с», ассонансов с «о», рисующих картину спокойствия и дремоты.

Композиционно стихотворение оформлено в кольцо, потому как слово из первой строфы «смесились», видоизменено используется в последней строке «смешались», это так же говорит нам и о том, что сумерки уже отступили, дав полную власть ночи.

Вариант 2

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днём жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и было написано лирическое стихотворение, которое поначалу автор назвал «Сумерки».

Тема

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые может смягчить только гармония с природой. Тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон. В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.
Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.
Композиционно структура стиха представляет кольцо, поскольку слово из первой части «смесились» дублируется во второй строфе в видоизмененное слово «смешай». Это указывает на вступление ночи в свои права.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку произведение наполнено мыслями и переживаниями лирического героя.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты («полёт незримый », «тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («мгла самозабвенья»), олицетворения («звук уснул»).

Вариант 3

Каждому известно насколько лиричен был Федор Тютчев, но есть у него и другая сторона творчества. Имеется в виду философское направление его поэзии. Ярким примером этого рода стихов стало краткое, но емкое произведение «Тени сизые смесились…»

Вообще-то изначально автор дал ему другое название – «Сумерки», вероятно, намереваясь создать оригинальную пейзажную зарисовку той поры суток, когда вечер плавно перетекает в ночь. Но его попытка уловить почти неразличимое, поймать ту зыбкую грань перехода, когда из зрительного восприятия исчезает, растворяется в темноте окружающий мир, оказалась столь успешной в философском плане, что и сегодня удивляет читателя.

Чувствуется, что поэта волнуют не только промежуточное состояние в жизни природы, не мене важно для него понять состояние человека, когда на землю опускается сумрак. Мысли героя сливаются с дальним гулом, он словно уходит в другую реальность, и что-то непонятное пробуждает в человеке его скрытые, потаенные душевные силы. Казалось бы, оказавшись один на один со всем миром, соединившись с ним духовно, человек должен радоваться и ликовать. Но вместо этого автор показывает, что в душе у него в этот час — невыразимая тоска.

А все дело в том, что и в своем новом состоянии герой не может полностью отрешиться от себя, от всего земного. Он мучается и страдает, потому что не может уйти от самого себя, вырваться из самим же придуманного плена и воссоединиться с окружающим миром. И в начале стихотворения герой показывает свое «я», обособляя себя в мире, как отдельную единицу целого – все во мне, и я во всем. И в заключении он не ощущает единения, хотя всеми силами стремится к этому и просит, чтобы его смешали с миром дремлющим.

Пытаясь анализировать переживаемые своим героем эмоции, Тютчев демонстрирует до чего может дойти человек в своем стремлении самозабвения, и скольких душевных трудов это может ему стоить. Спокойная атмосфера ночи и внутренняя тоска героя словно нашли друг друга, но так и не разрешив глубокое противоречие индивидуального я и всеобъемлющей жизни, автор оставляет читателя размышлять над глобальной проблемой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector