«Тоска по родине» — анализ стихотворения Цветаевой

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Марины Цветаевой — «Тоска по родине». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• Тема стихотворения – ностальгия по родине, тоска от разлуки с ней.
• Композиция – произведение отличается особенной ритмичностью, характерной для стихов Цветаевой. Композиция линейная, в чувствах героини постепенно нарастает напряжение.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

• Метафоры – “среди лиц ощетиниваться”, “из людской среды быть вытесненной в себя “, “единоличье чувств”, “газетных тонн глотателем”, “доильцем сплетен”, “я – до всякого столетья”, “душа, родившаяся – где-то”, “сыщик вдоль всей души родимого пятна не сыщет”.
• Эпитеты – “разоблачённая морока”, “пленным львом”, “призывом млечным”, “камчатским медведём”, “зоркий сыщик”, “дом чужд”, “храм пуст”.
• Сравнения – “дом как госпиталь или казарма”, “остолбеневши, как бревно”, “ощетиниваться пленным львом”, “не ужиться камчатским медведём”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Тоска по родине» М. И. Цветаевой, написанное поэтессой во время эмиграции, занимает особое место в её творчестве.

История создания

Стихотворение «Тоска по родине» Марина Цветаева написала в 1934 году, находясь в эмиграции в Праге. К этому моменту поэтесса находилась в эмиграции уже довольно долгое время. Чехию, в отличие от Берлина (одно из первых мест, куда отправилась поэтесса), писательница любила. Более того, Марина Ивановна с детства привыкла к путешествиям. Её родители часто отправлялись за границу — отец — по работе, мать — по состоянию здоровья.

Однако эмигрировать в Прагу Марина Ивановна была вынуждена из-за тяжёлых взаимоотношений с советской властью, из-за неприятия этой властью творчества Марины Ивановны. Будучи представительницей интеллигенции, она не могла принять ригоризма пролетариата, не могла перестроиться и начать писать гимны революции. Ее лиричное, глубоко индивидуальное творчество стало лишним, как и ее сословие. Поэтому в произведении «Тоска по родине» всё равно ощущается печаль, которую испытывала М. Цветаева, находясь в разлуке с Россией. Сама поэтесса об этом не говорила и не писала, но читатель может сделать вывод, что данное стихотворение словно посвящено Родине — как одушевлённому лицу, вполне живому и значимому в судьбе автора.

Жанр, направление, размер

«Тоска по родине» — это лирическое стихотворение с жанровой точки зрения. Определить, в каком направлении творила Марина Цветаева, непросто. Начав с романтической лирики, поэтесса вбирала в свою поэзию элементы фольклора. А в годы эмиграции писательница приблизилась к футуризму — её стихотворения постепенно начали принимать кричащий характер, превращаться их плавной песни в некий лирический вопль. Это превращение можно заметить как раз в данном произведении.

Стихотворение «Тоска по родине» написано четырёхстопным ямбом. При этом ритм рваный — М. Цветаева словно кричит, пытаясь ярче выразить искренние чувства. Рифма также не всегда точная. Однако это не делает данное литературное творение менее мелодичным и выдающимся. Наоборот — особый ритм создаёт особое настроение и глубже передаёт переживания поэтессы.

Композиция

Стихотворение «Тоска по родине» написано свойственной творчеству М. Цветаевой композицией — линейной. С каждой строчкой поэтесса раскрывает свою мысль, ведёт размышление. Она начинает с того, что равнодушна, остыла ко всему, что когда-то её трогало, что ей стало совершенно всё равно, «где совершенно одинокой быть». Но постепенно она сама приходит к выводу, что тоска по родине вовсе не прошла и до сих пор волнует её:

Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…

В этих двух последних строчках Марина Ивановна оставляет читателю намёк на то, что в действительности ей не всё равно, что родная рябина, такое русское дерево, напоминает ей родину, по которой она на самом деле скучает. В этом последнем предложении, оборванном на полумысли, заключается особенность композиции и новаторство автора.

Образы и символы

Стихотворение «Тоска по родине» ведётся от первого лица. В лирическом герое читатель явно узнаёт образ самой Марины Цветаевой — это она рассказывает свою историю, делиться своими переживаниями, своей тоской по родине, которую так яростно пытается заглушить и убедить саму себя в том, что воспоминания и ностальгия по родному краю больше не приносят ей боль и оставляют её равнодушной.

В конце мы встречаем символ родины — рябина. Это дерево для поэтессы символизирует Россию. И это понимает читатель — без особенных объяснений чувствует, что речь идёт именно о родине, а не просто о ягодном кусте.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Тоска по родине» представлены в сокращенном виде.

Основная тема стихотворения «Тоска по родине» — это любовь к родине и ностальгия по ней. Как бы лирическая героиня Марины Ивановна ни пыталась убедить себя в том, что равнодушие стало её спутником, она продолжает скучать по родным пейзажам, по русской речи, по своей Родине. И это болезненное чувство тоски и любви к родному краю становится лейтмотивом стихотворения.

Одиночество — это тоже тема произведения, ставшая следствием тоски. В чужой стране лирического героя никто не понимает, там для него нет дома, и все безлично, все бесстрастно по отношению к нему. Он чувствует себя изгоем среди людей, которые просто не могут понять его чувств и даже языка.

М. Цветаева затрагивает проблему эмиграции — ситуаций, когда люди вынуждены покинуть родимый дом из-за конфликта с власть предержащими. Это волнует её саму, и этими переживаниями она делится с читателем в своём лирическом произведении. Перед отверженным встают проблемы непонимания, одиночества и неумения встроиться в быт и нравы чужого края.

Проблема свободы тоже ощущается в строках про пленного льва и камчатского медведя. Все эти образы говорят о том, что герой чувствует себя под дамокловым мечом неволи. Его изгнали из дома, и теперь он всюду пленник, ведь вернуться на родину он уже не может, а значит, пребывает в заключении.

Основная идея

Смысл «Тоска по родине» заключается в том, что куда бы человек ни сбежал, как долго он ни находился бы в изгнании, в эмиграции, сколько бы ни пытался забыться и стать равнодушным, он всё равно будет любить Родину, если она действительно много для него значила. Если это чувство — любви к родному краю — было однажды воспитано, от него не избавиться, не скрыться, не убежать. Это невозможно и, главное, не нужно — эти воспоминания важны для лирической героини Марины Цветаевой. И в итоге, в конце произведения она признаётся в этом.

Человек, у которого отняли Родину, страдает душевно настолько, что это практически перерастает в физическую муку, — вот что пытается сказать Марина Цветаева в своём лирическом произведении. Такова главная мысль стихотворения «Тоска по родине».

Оно пронизано печалью, сплином. Лишь в самом конце читатель чувствует лишь робкую надежду на возвращение в родной дом — на возможность вновь встретить на пути ту самую рябину.

Средства выразительности

В стихотворении «Тоска по родине» Марина Цветаева использовала богатую палитру разнообразных средств выразительности для того, чтобы глубже передать свои переживания в произведении искусства. Тропы с примерами представлены ниже:

Ведущую роль играют эпитеты. Например, «разоблачённая морока», «базарная кошёлка», «пленный лев», «зоркий сыщик». Также встречается немало сравнений. К примеру, «как госпиталь или казарма», «остолбеневши, как бревно».
Так как большое значение для создания напряжения и особого настроения имеет ритм, поэтесса использовала анафору:

Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

При этом Марина Ивановна ловко играет со звукописью. Это чувствуется в следующих строчках:

Мне все́ — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.

И, конечно, не стоит забывать про символ, благодаря которому финал стихотворения получился драматичным и трагичным — рябина, в которой М. Цветаева видит Родину.

Вариант 2

Новой власти творчество М.И. Цветаевой было ненужным, лишним. А сама поэтесса не могла оставить личные, индивидуальные мотивы и начать петь оды революции. Цветаева эмигрирует, и продолжительное время находится за границей.

Произведение «Тоска по родине» проникнуто печалью, ностальгией, которую чувствовала М. Цветаева, проживая за пределами России. Родина в стихотворении предстает как живое, одушевленное лицо, много значащее в жизни поэтессы.

История написания стихотворения

Стихотворение Марины Цветаевой «Тоска по родине» было написано в 1934 г., когда поэтесса уже длительное время находилась за рубежом, проживала в Чехии, в Праге. Эта страна ей очень нравилась, в отличие от Германии.

К путешествиям Цветаева привыкла еще с детства. Родители ее часто брали с собой за границу. Отец ездил в рабочие командировки, а мать — поправить свое здоровье.

Жанр, размер, композиция

Лирическое стихотворение «Тоска по родине» написано в четырёхстопном ямбе. Рваный ритм произведения и неточная рифма делает поэтический текст мелодичным, напевным, позволяют глубже раскрыть искренние эмоции и чувства, переживания автора, создать особый настрой.

Произведение «Тоска по родине» написано в линейной композиции. В нем поэтесса делится своими мыслями, размышляет. Сначала она говорит, что ко всему равнодушна и ее больше ничего не трогает, что ей все равно, «где совершенно одинокой быть». Но потом Цветаева меняет свое мнение и дает понять читателю, что тоска по России все еще живет в ее душе, ее все также волнует судьба страны. Стих заканчивается строками, прерванными на полумысли:

Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…

В них, в последних этих строчках, поэтесса намекает, дает понять, что ей небезразлично, что родное русское дерево рябина напоминает ей о родине, по которой Марина Ивановна тоскует и скучает. В таком своеобразном построении произведения заключаются композиционные и новаторские особенности автора.

Темы, проблемы, символы стихотворения

Центральная тема произведения «Тоска по родине» — это любовь к родной земле, ностальгия по ней. Несмотря на то, что Цветаева говорит, что ей все равно, она скучает по русской природе, русской речи, по родной стране. Это смешанное чувство любви и тоски по родине является лейтмотивом стиха.

Одной из важных тем в произведении проходит тема одиночества. В чужой стране иностранец – изгой, которого не могут и не хотят понять люди. Также в стихотворении поднимаются проблемы эмиграции и свободы. Появление образов плененного льва, камчатского медведя указывает на то, что Цветаева не чувствует душевной свободы, она является пленницей чужой страны.

Художественно-выразительные средства

В своем произведении «Тоска по родине» для более глубокой передачи собственных переживаний М. Цветаева использовала широкую гамму различных выразительных средств.

Наибольшее значение в стихотворном тексте имеют эпитеты. К примеру, «разоблачённая морока», «базарная кошёлка», «пленный лев», «зоркий сыщик». Кроме эпитетов, наиболее часто в тексте встречаем сравнения. К примеру, «как госпиталь или казарма» или «остолбеневши, как бревно».

Создавая напряжение и особое настроение, в ритме поэтесса применяет прием анафору. Также Цветаева использует изящную игру созвучных слов. Драматичность и трагичность стихотворению придают символы, особенно русское дерево рябина, при виде которой автор вспоминает о России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector