«Учись у них — у дуба, у березы» — анализ стихотворения Фета

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Фета — «Учись у них — у дуба, у березы». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе на урок в школе.

Краткий анализ

• История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.
• Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.
• Композиция – линейная одночастная.
• Жанр – лирическое стихотворение.

• Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
• Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
• Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
• Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

Подробный анализ

Вариант 1

Афанасий Фет написал стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.

Шёл последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так — «вырвал из души…»

Тема природы и человека всегда волновала Фета. Её он раскрывает и в стихотворении «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Раскрывает он её настолько полно и серьёзно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк. Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и берёзам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу. Кора на них треснула, все ветви и сучья — в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной берёзки. И это не случайно. Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошённом сердце. Воззвание к молчанию по Фету — это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен — ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновлённых мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших. Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придёт и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.

Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание. Из 1 строфы видно, что берёза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут. Стужа меняет их внешний облик. Но они всё равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвёт и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы. Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.

Из 3 строфы льётся на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и тёплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.

В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: [у-чи́сь-у ни́х-у-ду́-ба-у́-бе-рё-зы]. Пятистопный ямб. Рифма перекрёстная, женская; мужская.

Изобразительные средства языка (тропы) помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:

олицетворения, метафоры: слёзы застыли, метель сердито рвёт, за сердце хватает холод, они (деревья) молчат, гений промчится, верь весне.
эпитеты: жестокая пора, напрасные слёзы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.
Лирический герой — человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…

Жанр стихотворения — лирическое стихотворение. Можно в нём заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.

Вариант 2

Стихотворение А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» представлено в форме просьбы лирического героя. В огромном мире доброты нередко человек сталкивается с трудностями. Писатель простым, понятным языком доносит мысль о том, что при любых обстоятельствах побеждает любовь. Главное — надеяться на чудо.

Поэт с уважением относится к родной природе. Он считает ее обладательницей мудрости, наделяя чертами, свойственными людям. Это находит подтверждение в его обращении к деревьям — к дубу и березе, как к друзьям.

Монолог лирического героя напоминает призыв, суть которого состоит в наставлении следовать примеру деревьев. В условиях суровой зимы их кора «треснула, сжимаясь», у них нет сил, терпеть лютый холод. Но они стойко переносят любую непогоду. Замерзшие деревья посреди зимы автор сопоставляет с состоянием человека, который также порой оказывается заложником жестоких обстоятельств.

Поэт настраивает окружающих не терять веры в перемены к лучшему, уметь переносить любые страдания: разлуку или легкую ссору с любимой: «Они молчат, молчи и ты!». У них есть выход — вера в скорое приближение теплых весенних дней. Также и у людей рано или поздно находится выход из ситуации. Эту мысль Фет пытается донести до читателя. Если речь идет о любовных терзаниях, то, по мнению автора «переболит скорбящая душа», время расставит все на свои места.

Среди художественных средств, имеющих яркую эмоциональную окраску, большое значение имеют олицетворения. Дуб и береза, будто мужчина и женщина, наделены в стихотворении способностью чувствовать боль и муки, подобно людям. Фет также дает возможность прочувствовать глубину страданий деревьев, упоминая об их сердце. Таким образом, автор подчеркивает единство человека и природы. Эпитеты «жестокая пора», «холод лютый» усиливают впечатление от невероятной силы зимней стужи.

Настойчивость в призыве выражается с помощью употребления глаголов повелительного наклонения «учись», «верь». Всплеск эмоций передает восклицательное предложение «Жестокая пора!». Существующие в мире жестокость несправедливость, которые сопровождают человека на жизненном пути, автор подчеркивает глаголами: «застыли», треснула», «рвет», «хватает», «молчат». Они говорят о безжалостном отношении судьбы к людям.

Через образы явлений окружающего мира А. Фет показал, как необходимо уметь противостоять любым жизненным испытаниям.

Вариант 3

Фет видел основной составляющей жизни страдание, его идеи были во многом созвучны шопенгауэровским, да и в целом поэт не питал каких-то радостных надежд касательно этого мира, а в добавок ко всему имел немало личных трагедий. Конечно, Афанасий Афанасьевич не писал повсюду о страдании, но стихотворение Учись у них — у дуба, у березы выражает именно такое его отношение к миру.

Оно не полностью пессимистично, в нем описывается жизненный цикл, естественный ход времени, когда тревоги и волнения сменяются радостями. Поэтому, в целом, его даже следует назвать позитивным, в заключительной части дается надежда. При этом, конечно, строка «переболит скорбящая душа» не дает чрезмерной надежды, поэт просто вторит соломоновой мудрости не более чем.

Наверное, одним из наиболее существенных посылов этого стихотворения является стоицизм. Фет призывает себя и читателя, хотя, вероятно, в большей степени именно себя, учиться у стойких деревьев, которые сносят любые жизненные невзгоды молча. Деревья просто не могут говорит по физиологическим причинам, но мы вполне можем видеть в них пример стойкости, пусть и вынужденной.

Человек в этом смысле действительно может многому учиться и будучи подвергаем различным негативным душевным порывам, он может наблюдать за этим отстраненно, не вовлекаться в этот процесс. Поэт говорит «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути, представляет читательскому вниманию образец стойкости и смирения перед жизненными невзгодами.

На мой взгляд, довольно существенной является фраза «но верь весне». Конечно, если учитывать заключительную строчку, то возможно предположить будто Фет просто говорит мол нужно немного подождать и любые невзгоды и волнения пройдут со временем. Тем не менее, кажется, тут есть нечто еще, речь идет также и о метафизической вере в вечное преобразование мира к чему-то противоположному зиме.

Весна – символ возрождения и пробуждения, тогда как зима является символом гибели, застоя и в какой-то степени злого начала. Поэтому особенно ценно сохранять внутреннюю «веру в весну». Может быть деревья и молчат благодаря этому и могут так стойко сносить любые невзгоды, ведь они знают о приходе весны и эта внутренняя вера сохраняет их посреди зимы, они знают, настанет пора «ясных дней, для новых откровений».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector