«Вчерашний день часу в шестом» — анализ стихотворения Некрасова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Некрасова — Вчерашний день часу в шестом. Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Вариант 1 (кратко)

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

• Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

• Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

• Жанр – лирическое стихотворение.

• Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

• Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

• Метафора – “крестьянка-Муза“.

Вариант 2

1. История создания. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Некрасов датировал 1848 г. На первый взгляд оно представляет собой непосредственную зарисовку с реальной ситуации. Однако современники утверждали, что поэт использовал яркий художественный образ. К тому же в середине XIX века публичное избиение кнутом, тем более женщины, было очень редким явлением.

Из-за очень острого содержания стихотворение было впервые опубликовано уже после смерти Некрасова, в 1883 г.

2. Жанр произведения — гражданская лирика.

3. Основная тема стихотворения — символическое сравнение поэзии с крепостным крестьянством. Некрасов намеренно использует очень яркий художественный образ, в полной мере отражающий страдания и бесправное положение простого народа. Подобная экзекуция, конечно же, не могла проводиться на Сенной площади.

Наказания крестьян осуществлялись вдали от общественного мнения и принимали гораздо более страшные формы. Безмолвно принимающая безжалостные удары крестьянка олицетворяет собой всю крестьянскую Россию. В этом заключается трагедия русского народа, который даже не имеет возможности бороться с несправедливостью и вынужден безропотно подчиняться приказам своих хозяев.

Сравнивая с несчастной девушкой свою Музу, Некрасов открыто намекает на всеобъемлющее господство царской цензуры. Поэт прекрасно знал, какого труда стоило издание сочинений, в которых содержалась хоть малейшая критика существующего политического режима. По требованию цензоров многие замечательные произведения запрещались, из них вырезались, искажались или исправлялись «подозрительные» места. Подобные действия власти для Некрасова были подобны публичному избиению.

4. Композиция. Миниатюрное по размеру стихотворение состоит всего лишь из двух четверостиший. Первое и половина второго посвящены описанию наказания; две финальных строки содержат авторское символическое сравнение.

5. Размер произведения — разностопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Художественные средства. Средств художественной выразительности в стихотворении немного: эпитет («молодую»), олицетворение («бич свистал, играя»), инверсия («сестра твоя родная»). Огромное эмоциональное воздействие достигается скупым описанием бесчеловечной сцены избиения. Большая сила и убедительность также содержится в итоговом восклицании автора, обращающегося к своей Музе.

7. Главная мысль произведения заключается в скрытом осуждении автором всей самодержавной системы. Физические наказания были официально отменены в 1845 г., но есть множество свидетельств, что они продолжали применяться. Это происходило из-за огромной разницы в правовом положении крепостного крестьянства и других сословий. Помещики продолжали чувствовать себя полновластными хозяевами. Крестьяне также, в силу многовековой привычки, безмолвно подчинялись своему барину.

В любом конфликте власть вставала на сторону помещика, поэтому сопротивляться не имело смысла. Некрасов убежден, что деспотизмом пронизаны все сферы государственной и общественной жизни в России. По отношению к образованным слоям населения физические наказания не применяются, но цензурные требования приводят к точно такому же униженному положению поэтов и писателей.

Вариант 3

Николай Некрасов был человеком не простой судьбы. Будучи подростком, он был вынужден покинуть родительский дом, ведь оставаться там было не истерпимо. Его отец-тиран ни давал жизни ни кому из домочадцев. Некрасов вынужден был скитаться по трущобам Петербурга. Конечно же, нищета, голод и холод оставили свой отпечаток в душе поэта. Годы скитаний показали Некрасову другую жизнь – жизнь простого человека, крепостного крестьянина, бедняка. Он был вынужден столкнуться с несправедливостью и классовым неравенством. Именно по этим причинам работы Некрасова пропитаны реалистичностью описываемых событий, он не преукрашал действительность, а описывал все как было на самом деле.

Поэт был ярым противиком крепостного права и неоднократно выступал за его отмену. Некрасов утверждал, что каждый человек рождается свободным и ни кто не может решать его судьбу. Правда, немного позже, после отмены крепостного права, поэт признает, что русский человек просто не знает, что делать с даром свободы, что находясь под гнетом помещика, крепостной был уверен в завтрашнем дне, а получив свободу – он не знал, как жить дальше. Но это будет позже.

В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Главной героиней данного произведения является молодая девушка крестьянка. Действие разворачивается на Сенной площади Петербурга, по которой прогуливался поэт.

Перед глазами автора разворачивается картина казни молодой девушки. Поэт не называет за какое деяние она была подвергнута публичному наказанию, лищь говорит, что ее били кнутом. Все это вызывает в душе автора жалость, смятение, осознание того, что он не в силах это остановить.

Однако, второе четверостишие пронизано совершенно другим настроением. Некрасов восторгается силой и мужественностью этой крестьянки: «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя…». Душа поэта переполняется гордостью за свой народ, который ни смотря ни на что, остается гордым и неприклонным. Его не могут сломить ни бедность, ни голод, ни публичные унижения. Именно в этой упрямости Некрасов видит тайну русской души.

Также, стоит отметить, то что поэт называет эту «крестьянку молодую» своей музой. Именно жизнь крепостных, полная невзгод, унижений и страданий, стала для Некрасова источником вдохновения. Таким образом, поэт еще раз подчеркнул тот факт, что ни смотря на свое дворянское происхождение, ему близка жизнь простого человека. Это и объясняет то, что муза Некрасова изображена, как униженная крестьянская девушка, а не дама из высшего общества. Ведь, поэт считал, что только в муках и лишениях могут родиться действительно настоящие стихотворения, которые заставят задуматься над происходящими событиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector