«Весна в лесу» — анализ стихотворения Пастернака

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пастернака — «Весна в лесу». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкине.
• Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесёт.
• Композиция – одночастная, автор развивает тему прихода весны последовательно, переходя от одной картины к другой.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – ямб.

• Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.
• Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.
• Олицетворение – “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.
• Сравнение – “небо в тучах, как в пуху”.

Подробный анализ

Вариант 1

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега. Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

Вариант 2

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Стихотворение «Весна в лесу» было написано в последние годы жизни поэта. Он находился в поселке Переделкино и наблюдал за чудесными природными пейзажами.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

После такого вдохновляющего описания, автор меняет настроение стихотворных строк. Он передает последствия медленного исчезновения снега. Под ним появляется еловый мусор, разный хлам. И этим мусором завален весь лес.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!

Вариант 3

Стихотворение написано в 1956 году, когда Пастернак жил у себя на даче в Переделкине. Он наблюдал за природой, буквально жил ею. То был период, когда конкуренция между ним и обществом литераторов особенно обострилась, поэтому он решил сделать акцент на реалистичности природной картины.

Тема

Автор говорит о приходе весны как о времени, когда человек предчувствует перемены – это главная мысль произведения. Пастернак не стремится приукрасить природу, сделать её неестественной, слишком прекрасной – нет, в его предвесеннем лесу есть место и мусору, и серым краскам, и отсутствию солнца. Но это не делает ожидание весны менее зачаровывающим – такова идея, вложенная Пастернаком в поэтические строки.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного: хотя все её признаки уже налицо, снег все ещё лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где всё очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом нет того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни. Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флёром. Описание реалистично от первой до последней строфы и при этом всё равно остается лёгким и прекрасным. Произведение написано характерным для поэта стихотворным размером – ямбом, который придаёт ему лёгкость и чистоту.

Жанр

Это произведение относится к жанру лирического стихотворения. С одной стороны, Пастернак описывает окружающий его пейзаж, с другой – оживляет его, даёт ему собственную волю, одушевляет. Таким образом, перед нами возникает пейзаж, данный сквозь призму восприятия лирического героя, видим его представление о жизни и о весне, о том, как они прекрасны, несмотря ни на что.

Средства выразительности

Показать реалистичную картину природы и в то же время сделать стихотворение художественным Пастернаку удалось с помощью разнообразных тропов:

• Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.
• Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.
• Олицетворение – “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.
• Сравнение – “небо в тучах, как в пуху”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector