«Вот опять окно» — анализ стихотворения Цветаевой

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Цветаевой — «Вот опять окно». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Вариант 1

Небольшое лирическое стихотворение «Вот опять окно…» написано Мариной Цветаевой в начале XX века. Впервые оно было опубликовано в 1916 году в сборнике стихов Цветаевой под называнием «Бессонница». Оно открывает читателю сердечные волнения героини, которой нелегко примирится с действительностью окружающего ее мира. Но, несмотря на это она стремится быть такой же счастливой, как раньше.

Начало стихотворения «Вот опять окно. » сообщает о том, что автор примечает каждый раз окна, в которых люди по ночам зажигают свет. Об этом нам говорит повтор слова «опять» в первой и второй строках. Прочитав стихотворение до конца, становится понятно, почему Цветаева замечает такие окна: «и в моем дому завелось такое». Лирическая героиня предполагает, почему не спят люди, что заставляет их бодрствовать в темное время суток: «может — пьют вино, может — так сидят». И конечно автор понимает, что только внутренние переживания влюбленных людей не дают им уснуть: «или просто — рук не разнимут двое». Стихотворение построено не только на личных переживаниях героини, но оно еще и обращено к определенному человеку, которого Цветаева в начале произведения называет друг, а в конце более игриво и нежно дружок. Это делает стихотворение похожим на послание или даже на любовное письмо. Но кто же является другом, которому обращено произведение? Читателю остается только догадываться. Конечно, этот человек очень дорог лирической героини. Об этом говорят последние строки, в которых автор просит помолиться друга «за бессонный дом, за окно с огнем».

Горящий свет в окне превращается для автора в символ самых разных волнений и тревог, Бессонница – это следствие наших эмоций, плохих или хороших. И нет значения, горит ли в помещении только одна свеча или вся комната залита лучистым светом. За каждым маленьким огоньком свечи скрывается боль потерь и счастье свиданий. И каждое светящееся окошко прячет в себе сердечную смуту – ночную бессонницу, которая сделалась нередким гостем и в жизни Марины Цветаевой. Раньше поэтесса минула бы мимо горящее светом окно, но не так давно в ее доме появилось такое же окошко, которое как маяк светит в ночи. Это говорит о том, что в жизнь лирической героини пришли чувства, которые не дают ей спать, которые вносят в ее жизнь волнения и переживания. Лишенная душевного равновесия и спокойствия, бессонными ночами она зажигает свечу перед своим окошком.

Вариант 2

В 1916 году после бурного романа с Софьей Парнок Марина Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, хотя и отдавала себе отчет, что ее супружеская жизнь вряд ли будет счастливой. В этот же период поэтесса создает цикл стихов под названием «Бессонница», в который входит произведение «Вот опять окно…». Посвящено оно внутренним переживаниям автора, которому трудно смириться с несовершенством окружающего мира и найти в себе силы для того, чтобы жить дальше так, как прежде – безмятежно, легко и радостно.

«Вот опять окно, где опять не спят», — эта фраза указывает на попытку Цветаевой обобщить человеческие переживания. Она словно бы пытается поставить себя в один ряд с другими людьми, спрятаться в толпе, чтобы не выпячивать наружу собственную боль. По мнению поэтессы, у каждого в жизни наступают такие моменты, когда приходит бессонница. И тогда в домах по ночам светятся окна, за которыми находятся люди со своими мыслями и чувствами. «Может — пьют вино, может – так сидят», — отмечает Цветаева. Бывают и счастливые исключения, когда бессонные ночи даруют двум людям чувство любви и душевного единения.

Светящееся окно становится для поэтессы символом самых разнообразных переживаний. Ведь бессонница является результатом наших эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. «Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи!», — отмечает автор. При этом совсем не важно, горит за стеклом одна свеча, или же комната изнутри ярко освещена, напоминая рождественскую иллюминацию. За каждым таким огоньком кроются горести и беды, счастье и радость встреч с близкими людьми. И каждый такой огонек несет в себе душевную смуту, является следствием бессонницы, которая с недавних пор стала частой гостьей Марины Цветаевой. «И в моем дому завелось такое», — отмечает она, указывая на то что ее собственное окно с недавних пор тоже светится в темноте, являясь своеобразным маяком для одиноких прохожих.

Но им нет дела до чужих переживаний, и в этом нет ничего удивительного. Тем не менее, поэтесса все же обращается к неизвестному прохожему с просьбой: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!». Еще совсем недавно она точно также прошла бы мимо светящегося оконного прямоугольника, однако теперь на собственном опыте знает, как коварна бессонница, и сколько бед она может принести человеку, лишенному душевного равновесия, спокойствия и умиротворения.

Вариант 3

После того как М. Цветаева рассталась с С. Парнок, она вернулась к своему мужу. Поэтесса не строила иллюзий насчет возвращения к спокойной семейной жизни. Между супругами пролегла широкая трещина. Цветаева не могла успокоиться, предаваясь мучительным размышлениям. Результатом этого стал поэтический цикл «Бессонница», включающий в себя стихотворение «Вот опять окно…».

Испытав на себе тяжесть бессонных ночей, поэтесса обращается к символу такого состояния — освещенному в ночи окну. Случайные прохожие редко обращают внимание на горящие во тьме окна домов. А ведь за каждым из них скрывается чья-то огромная боль или великая радость. Люди, ведущие спокойную и размеренную жизнь, по ночам спят. Лишь экстраординарные события вызывают бессонницу. Возможно, за освещенным окном «пьют вино», заливая им свое горе или тоску. Либо всю ночь при свете «рук не разнимут двое» влюбленных. Утверждая, что в любом доме есть такое окно, поэтесса имеет в виду, что в жизни каждого человека случается событие, заставляющее его не спать ночью.

Цветаева утверждает, что символическое окно освещается не столько физическим источником света, сколько «бессонными глазами». Поэтесса верила в существование духовного мира, поэтому для нее излучаемая возбужденным человеком энергия имела первостепенное значение. Если бы люди обладали особым зрением, то вместо света от ламп и свечей, они бы видели мощные потоки самых разнообразных чувств, превращающих ночь в кошмар или праздник. Окно в этом смысле становится границей между двумя мирами: внешним равнодушием и замкнутым в узком пространстве целым спектром эмоций. В спящем городе никогда не затихает скрытая от окружающих тайная ночная жизнь.

Испытывая страдания от мучительных мыслей, поэтесса с грустью признается, что и в ее доме появилось освещенное по ночам окно. Обращаясь к неизвестному собеседнику, она призывает его помолиться «за бессонный дом». Ведь ни один человек не может быть уверен, что у него не появится такое же «окно с огнем».

Превращая окно в символ бессонницы, Цветаева как бы ищет поддержки у всех людей, разделяющих ее чувства и переживания. Ощущение духовной близости с такими же мучениками облегчает ее боль, дает надежду на скорое избавление и обретение душевного равновесия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector