«Я научилась просто» — анализ стихотворения Ахматовой

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Ахматовой — «Я научилась просто». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.
• Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.
• Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.

• Жанр – лирическое стихотворение.
• Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.
• Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
• Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Подробный анализ

Вариант 1

Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Однако назвать Анну Андреевну не опытной поэтессой к тому времени нельзя, потому что за плечами у молодой женщины (ей всего 23 года) уже выпущенный поэтический сборник «Вечер».

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…-» – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, но в тоже время она — обычная смертная женщина. Этот образ совсем не совпадает с личностью молодой поэтессы и отображает только разные грани женской души и доли. Конечно же, Анна Андреевна не смогла бы пройти через все ситуации, описанные в своих стихах. Только великий талант позволил ей передать через поэтическое слово всю суть женщины. Однако и сейчас, как и в период творчества А. Ахматовой, немало читателей отождествляют личность автора с главной героиней стихов.

Женщина из стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…-» рассуждает о том, что человеческая жизнь коротка, а в конце её наступает смерть и неизвестность. Но вместе с печальными, упадническими мотивами читатель может услышать и светлые, отрадные:

Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

С 1911 года и все последующие шесть лет А. Ахматова проживает в Слепнёвском – имении своего супруга. В этот же период тема русской природы красной нитью проходит через всю её поэзию. Вот и в данном поэтическом произведении Анна Андреевна описывает внутреннее состояние героини с помощью мира природы. Причём сквозь описания природы просвечивает любовь и нежность к родному краю.

Умилительный пушистый кот-мурлыка, уютный огонь лесопильни, загорающийся ежевечерне, выражают рассудительный взгляд главной героини на окружающий её мир, а вот осенние приметы («шуршат в овраге лопухи», «никнет гроздь рябины желто-красной») – ясную задумчивую грусть, вызванную пониманием того, что всё живое на земле не бесконечно, всему рано или поздно наступает конец. Именно так, посредством быта, обыденности А. Ахматова открывает читателю непростые нюансы душевных переживаний.

Поскольку русская поэтесса была женщиной верующей и ни разу не отступила от Господа, то и главная героиня данного произведения находит утешение в Боге. После внимательного прочтения стихотворения можно сделать для себя даже полезный жизненный вывод. Автор завуалировано учит читателя, как переносить жизненные неурядицы. Ничего лучше не исцелит и не очистит душу, как природа, вера в Бога и одиночество.

В конце поэтического произведения возникает ещё и любовная тема:

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Вариант 2

Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она творила более 50 лет, ее стихотворения учат и знают уже 4 поколения. Ее творчество нельзя делить на период профессиональной поэзии и период пробы пера. Даже ранняя лирика поэтессы великолепна. Она начала писать ещё в детстве, а в 1911 году была впервые опубликована ее работа. Каждое последующее произведение Анны Андреевны раскрывало ее все больше и больше, она показывала новые грани своего мастерства, обращалась к новым темам и мотивам.

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма. Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями. Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Стихотворение написано ямбом с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Использование данного размера мотивированно, поэтесса использует ямб, как самый динамичный размер из всех силлабо-тонических, за счет него создаётся ощущение легкого и неформального разговора с читателем.

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной. Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое.

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Темы и настроение

• Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

• Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни. Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.

• Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.

• Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение невелико по объёму, поэтому его нельзя назвать кладовой изобразительно-выразительных средств. Лирическое произведение содержит в себе немногочисленные, но очень красивые эпитеты — «ненужная тревога» — так подчёркивается отношении героини и даже поэтессы к этому чувству; «тленная и прекрасная жизнь» — главный эпитет стихотворения, содержащий в себе не только высокую образность, но и главную идею произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector