«Я не ищу гармонии в природе» — анализ стихотворения Заболоцкого

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Заболоцкого — «Я не ищу гармонии в природе». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение, которое является программным, написано в 1947 году в Москве.
• Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, её дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии. Можно отнести к философской лирике более, чем к пейзажной.
• Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает её суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

• Жанр – элегия.
• Стихотворный размер – пятистопный ямб.
• Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
• Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…» ), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.

Вариант 2

Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого неразрывно связано с темой природы. Родившийся в семье агронома и сельской учительницы, обучавшийся одновременно на медицинском и историко-философском факультетах Московского университета, будущий поэт все-таки выбрал творчество и не изменял этой стезе на протяжении всей своей нелегкой жизни.

Знакомство с футуристами и участие в создании литературной группы ОБЭРИУ во многом повлияли на мировоззрение поэта, а работа в детском журнале и литературные переводы, которыми занимался Заболоцкий, позволили ему рано обрести свое имя в творческой богеме Москвы. Однако позже за это ему пришлось расплатиться сполна: за то, что не прославлял советскую страну, коммунистическую партию, вождя, Заболоцкий был обвинен в антисоветской пропаганде и осужден. Почти год провел он в тюрьме, где подвергался пыткам, с помощью которых из него «выбивали» признание в якобы контрреволюционном заговоре вместе с Николаем Тихоновым и Борисом Корниловым, а впоследствии еще 5 лет провел в сибирских лагерях.

Только в 1946 году Николай Алексеевич вновь оказался в Москве, во многом благодаря своему главному труду — поэтическому переводу «Слова о полку Игореве». С этого времени Николай Алексеевич словно ищет философскую основу для своих стихотворений. Прежние основы утрачены. В 1947 году появляется программное произведение «Я не ищу гармонии в природе». В отличие от Федора Ивановича Тютчева, который как раз воспевал гармонию человека и природы, Заболоцкий позицию своего лирического героя заявляет уже в первой строке: «Я не ищу гармонии в природе».

Далее герой очень логично и доказательно объясняет почему. Он не видит в ней «разумной соразмерности начал», его сердце «не слышит правильных созвучий», а «душа не чует стройных голосов». Дремучий мир природы, по мнению героя, своенравен, и даже в пении ветров ему слышится ожесточение. Такой пейзаж сейчас не удивит современного читателя, ведь во многих фантастических произведениях природа давно враждебна миру человека. Но в середине ХХ века такое восприятие было необычным для русской поэзии.

Однако большая часть стихотворения является антитезой вышесказанному тезису. Целых три строфы, являясь анафорой и одновременно придаточными предложениями в однородном соподчинении, представляют взгляду читателя те моменты, когда природа, «устав от буйного движенья», предстает перед героем «прообразом боли человечьей». Теперь природа одухотворена, она находится в умиротворенном состоянии.

Недаром поэт именно в этих строфах использует больше всего тропов. Эпитеты «тихий час осеннего заката», «слепая ночь», «тревожный полусон изнеможенья», «потемневшая вода» создают привычный образец пейзажной лирики, помогающей читателю глубже прочувствовать, пережить то состояние, в котором находится природа.

В этот момент «печальная природа» тяжело вздыхает, потому что ей самой «не мила дикая свобода», в которой она пребывает. Сон, описанный далее поэтом, воссоздает картину индустриального мира, сотворенного человеком: это и «блестящий вал турбины», и «зарево плотины», и «налитые током провода». Созданные человеческим гением гидроэлектростанции, главное достижение первой послевоенной пятилетки, воспринимаются автором как победа над стихией природы, первый шаг на пути «одомашнивания» дикой природы.

И если другого русского поэта ХХ века, Сергея Александровича Есенина, пугала индустриализация, что ярче всего отражено им в «Сорокоусте» в сцене поединка тонконогого жеребенка и летящего «на лапах чугунных» поезда, то Николай Заболоцкий вслед за Владимиром Маяковским (своим бывшим «коллегой по цеху» футуристов) прославляет прогресс, осуществляемый под руководством человеческого разума.

В последней строфе Заболоцкий использует прием параллелизма: в этих строчках возникает образ матери-природы, но она не просто слепо любит свое дитя, а готова «вместе с сыном солнце увидать». Это уже не идеализация природы, а, скорее, осознание неотвратимости бытия. Поздний Заболоцкий вслед за Мичуриным уверен, что ждать милости от природы уже нет смысла и человеку остается только взять у природы все самое необходимое.

Таким образом, Николай Алексеевич Заболоцкий в своем философском стихотворении не только изобразил природные стихии, но и восславил мудрость природы. Человек при этом не царь, а сын природы, венец ее творения, поэтому ему нужно не покорять природу, не противостоять стихии, а бережно от «дикой свободы» вести ее в мир разума и гармонии.

Вариант 3

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически.

Тема

Стих посвящён природе, а именно, её материнскому началу. Поэт рассматривает её как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребёнка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын, то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать её суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стихотворения.

Это произведение – классический пример философской лирики, в нём Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трёх разных сторон, что и обусловливает трёхчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.
Однако вторая часть несколько противоречит первой: в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы всё успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.
И в третьей части поэт рассматривает её как мать человечества: да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять её в русло гармонии, при этом не изменяя её суть.
Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Жанр

Это произведение относится к жанру элегии, так как здесь видим грустное размышление о дисгармонии человека и природы.

Средства выразительности

Автор использует тропы, чтобы более ясно выразить основную мысль. Так, основные художественные средства в произведении – это:

• Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточённое пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
• Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector