«Цифры» — читательский дневник по рассказу И. Бунина

Рассказ «Цифры» Иван Бунин написал в 1906 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Бунин Иван Алексеевич
Название произведения: «Цифры»
Жанр: рассказ
Год написания: 1906
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.

Краткое содержание и сюжет

Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить все необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твердо настоял на своем – покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.

Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказу – он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, который мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дернул Женю за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.

От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми – избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.

Дядя выдержал характер и зашел в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашел по делу. Все еще всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка, и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.

Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша черточки – его мечта сбылась.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мальчик хотел получить книжки, карандаши, научиться читать, писать и узнать цифры. Дяде не хотелось идти в магазин, и он обманул мальчика. Дядя обещал показать мальчику цифры завтра. Мальчик сильно радовался и дядя его шлепнул. Мальчик плакал от обиды, но его никто не успокаивал. Мальчик попросил прощения, и дядя показал ему цифры.

План пересказа

  • Воспоминание о ссоре
  • Просьба мальчика
  • Царский день
  • Обещание дяди
  • Восторг мальчика
  • Прыжки и крики
  • Шлепок
  • Слезы
  • Увещания взрослых
  • Сломленный мальчик
  • Дядя показывает цифры

Основная мысль

Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребенку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.

Чему учит

Рассказ учит справедливости, доброте, умению прощать. Учит тому, что тот, кто сердится никогда не бывает прав. Учит держать себя в руках, сохранять спокойствие. Учит не срывать свое зло на маленьких и слабых. Учит тому, что взрослые не всегда бывают правы.

Отзыв и что понравилось

Мне не понравился этот рассказ о страшном, безжалостном дяде, который настолько сильно страдал комплексом собственной неполноценности, что ему было важно победить маленького мальчика. Взрослые должны быть мудрее и добрее, а не равняться на капризных малышей.

Вывод и мое мнение

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает реальное происшествие, его ссору с племянником и напоминает о ней ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, поскольку автор в мельчайших подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время некрасивой ссоры. Я думаю, что и дети, и их родители найдут что-то полезное для себя в этом произведении.

Пословицы

  • Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
  • Маленькие детки — маленькие заботы, большие детки — большие заботы.
  • Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  • И к худу, и к добру приучаются смолоду.
  • Что посеешь, то и пожнешь.

Цитаты из текста

«…В ответ на это ты – трах ногами в пол!..»
«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?..»
«…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»
«…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»
«…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»
«…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»

Словарь новых и незнакомых слов

Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
Обыденный – обычный.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector