Сказку «Дремучий медведь» Константин Паустовский написал в 1948 году.
Описание книги для читательского дневника
Содержание:
Автор: Константин Георгиевич Паустовский
Название произведения: «Дремучий медведь»
Жанр: литературная сказка
Год написания: 1948
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2016
Главные герои и их краткая характеристика
Петя — маленький мальчик. Тихий, спокойный, добрый, задумчивый. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами.
Дремучий медведь — голодный и злой, старый.
Анисья, бабушка Пети — добрая и веселая старушка.
Краткое содержание и сюжет
Жил с бабкой Анисьей внучок Петя. Его отец погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было два года. Мальчик рос тихим и задумчивым, а когда чуть подрос бабка определила его пасти колхозных телят. Петя гонял телят на Высокую речку и трубил в рожок. А места были очень красивые. Все берега были в ивах и зарослях ежевики, в речке водились бобры, за которыми Петя любил осторожно наблюдать.
В листве деревьев шумели птицы, стучал дятел, а пониже среди цветов летали шмели и стрекозы. Звери и птицы постепенно привыкли к Пете, и даже полюбили его, потому что мальчик не озоровал. Они приветствовали мальчика и радовались ему.
А на другом берегу реки жил медведь по кличке Дремучий. Он был стар, но заглядывался на телят и несколько раз подходил к реке, но не переплывал ее, не хотел мочить шкуру. Но с каждым днем медведь все сильнее сердился, потому что был голодным, и все уговаривал себя переплыть реку. Наконец медведь решился, вошел в воду и поплыл. Первой заметила медведя ворона, она закричала караул и все звери всполошились. Петя вскочил и увидел в реке медведя. А глупые телята подошли к берегу и смотрели, как плывет медведь.
Петя попытался отпугнуть медведя кнутом, но тот только покосился на него злым глазом и полез на берег. Петя решил, что помощи ждать не откуда. Но тут ежевика вцепилась в медведя колючками и не пускала его. Ива стала хлестать медведя веткой, дятел сел медведю на голову и давай стучать, шмели залетели ему в нос, пчелы жалят медведя, птицы шкуру ему по волоску выдергивают.
Бросился медведь обратно в речку, а там его уже поджидал стопудовый окунь. Схватил медведя и потащил в омут. Кричит медведь, умоляет отпустить его, обещает больше не переплывать на этот берег и телят с пастушком не обижать.
Но не верит ему окунь, тащит медведя на глубину. А тут еще ерш-забияка разогнался, да со всего маху свой шип медведю вонзил. Рванулся медведь, оставил свой хвост в зубах окуня, поплыл к своему берегу, радуется, что дешево отделался.
А там его уже бобры дожидаются. Подгрызли ольху и ровнехонько на спину медведю уронили. Прижала ольха медведя ко дну, но тот все равно вывернулся, доплыл до своего берега и бегом к лесу. А позади улюлюканье, смех, крики.
И как на беду, в лесу в то время девушки за грибами ходили. Увидели медведя, как звякнули бидонами, а медведь упал на землю и лежит неподвижно.
Девушки убежали, а медведь съел какой-то гриб, пополз в свою берлогу, и залег спать на всю зиму. Поклонился низко Петя деревьям, птицам и зверям, и громко сказал «Спасибо». Но никто ему не ответил, снова тихо стало на Высокой речке.
А когда Петя рассказал про это бабке Анисье, та долго смеялась, слушая, как окунь оторвал медведю хвост, и сказала, что правду люди говорят, что не надо иметь сто рублей, надо иметь сто друзей.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мальчик Петя пас телят, и очень любил природу, всех птиц, зверей, рыбу, травы, насекомых. Медведь позарился на телят и поплыл на другой берег. Ежевика схватила медведя, ива стала его хлестать, птицы вырывать шерсть, шмели и пчелы жалить, дятел долбить по голове. Бросился медведь в реку, окунь потащил его в омут, а ерш уколол шипом. Бобры уронили на медведя ольху, а девушки напугали звоном пустых бидонов. Уполз медведь в берлогу, а Петя поблагодарил своих друзей-помощников.
Композиция
Экспозиция — Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
План пересказа
- Петя идет в пастушки
- Чудесная природа у Высокой речки
- Петя, звери, птицы и деревья
- Мечты Дремучего медведя.
- Медведь плывет на другой берег
- Поднятая тревога
- Ежевика вступает в бой
- Ивы, шмели и дятел.
- Отступление медведя
- Окунь
- Удар ерша
- Оторванный хвост
- Грозные бобры
- Девушки в лесу
- Бегство медведя
- Смех Анисьи.
Основная мысль
Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.
Чему учит
Сказка учит любить природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.
Отзыв и что понравилось
Очень хорошая сказка, в которой мальчик Петя был другом природе, а природа стала другом мальчику. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.
Вывод и мое мнение
За свое доброе отношение к животным мальчик получил своевременную помощь и спасся. Нужно быть мягким и ласковым с окружающим миром, даже с опасными зверями. Злость всегда порождает злость, а добро отзывается добром.
Пословицы
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
- Доброе дело без награды не останется.