«Недопесок» — читательский дневник по рассказу Коваля

Поучительная повесть «Недопесок», которую написал известный русский писатель Юрий Коваль. Берите материал нашей статьи для подготовки на урок литературы.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Юрий Иосифович Коваль
Название произведения: «Недопесок»
Жанр: повесть
Год написания: 1975
Издательство: АСТ
Год издания: 2013
Количество страниц: 168

Главные герои и их краткая характеристика

Наполеон — смелый, сильный, целеустремленный песец. Он любит жизнь и ценит свободу.
Маркиз — мягкий, добрый зверёк. Для борьбы с трудностями ему не хватает силы характера.
Сто Шестнадцатый — смелый, предприимчивый, мечтает о свободе, но иногда пасует перед трудностями.

Краткое содержание и сюжет

Недопёсок — это щенок песца, который не стал ещё настоящим песцом, а был свободолюбивым щенком, недопёском, одним словом. Он был выведен на звероферме «Мшага» и жил там в клетке. А звали его Наполеон Третий.Но маленькому зверьку не хватало свободы, и однажды, он сбежал. Долго бродил Недопёсок и пришёл в деревню Ковылкино. Там он попал к девочке Вере Мериновой. Она стала заботиться о зверьке. Постепенно и все жители деревни от малого до взрослого стали узнавать о чудесном песце.

А директор школы Губернаторов, где училась Вера, сразу подумал, что этот щенок со зверофермы, и не ошибся. Он написал телеграмму на звероферму о том, что найден песец. И ему пришел ответ с просьбой беречь песца пуще ока, пока за ним не приедут. Узнав об этом, Вера и весь её класс попросили дошкольника Лёшу Серпокрылова спрятать Наполеона — Тишку. Ребята не хотели отдавать своего питомца, опасаясь, что «из него сделают воротник». Но, увы, взрослые такой народ, что могут уговорить ребёнка на что угодно. Вот и директор фермы Некрасов убедил школьников, что на ферме о песце хорошо заботятся, кормят и не собираются убивать для шкурки, потому что хотят вывести новую породу. И дети согласились показать, где живет недопёсок. Но там, где они его спрятали, песца вдруг не оказалось.

А это Леша Серпокрылов выпустил зверька на волю. Мальчик был уверен, что зверь обязательно должен уйти на Север и жить на свободе. Все кинулись искать песца. А второклассница Вера пошла домой. Придя домой, она увидела, что из будки вылезает тот самый песец. Она решила его вернуть, хотя делать этого ей совсем не хотелось. Её похвалили, но Вере было очень неспокойно на душе. Она, как и Лёша, думала, что было бы правильнее отпустить песца на Север.
Мне кажется, что каждый хотел, поступить, как можно лучше. И я тоже отпустила бы песца на Север, хотя он и маленький, и с ним может приключиться любая беда. Как правильно поступить? Но такое животное, хотя бы один раз в жизни должно увидеть, почувствовать настоящую волю, свободу. Конечно, труднее всего пришлось Вере. Когда она была со зверьком, она несла тяжёлую ношу, ответственность за живое существо. А когда он убежал, ей стало легче, подумав, что зверьку так лучше. Но потом он опять появился в её доме, и ей снова стало непросто принимать решение.

Как я выяснила, книга эта о свободолюбивом песце переиздается уже давно, с 1975 года и даже была переведена на несколько иностранных языков. А ребята все читают эту повесть. И каждый из нас черпает из произведения что-то свое и это определяет тонкий выбор каждого из нас.

Как это трудно: найти и принять правильное решение… У нас в деревне, где я отдыхала летом, была похожая история.
Мы нашли малюсенького ласточонка, кормили его и поили, заботились о нем. Когда он научился летать, пришло время — его пришлось отпустить. Трудно было нам всем с ним расставаться. И не знали мы тогда: выживет он или нет, сможет ли прокормиться сам, или умрёт от голода, не попадет ли в лапы кошке? Так волновались за него! Но ведь это не домашние обитатели. Но зато детёныш повидал небо и почувствовал истинную свободу! Также и с песцом. Хотя он мог и умереть, если бы убежал, но зато увидел бы родной Север. И вот он снова убегает….

Очень краткое содержание для читательского дневника

На звероферме живут песцы, которые знают, что рано или поздно они обречены стать воротником какой-нибудь модницы. Песец по кличке Маркиз не раз сбегал из своей темницы, но всегда возвращался, потому что не умел добывать себе пищу на воле. Его товарищи, Наполеон и Сто Шестнадцатый верят, что смогли бы выжить на свободе и сбегают при первом удобном случае. Оказавшись на воле, они вынуждены скрываться от погони, бороться за свою жизнь. В итоге Сто Шестнадцатый добровольно возвращается на звероферму, а Наполеона приносит туда девочка.

Однако на этом история не заканчивается: свободолюбивый Наполеон снова сбегает с фермы, но на этот раз его не могут найти…

План пересказа

  • Со зверофермы сбегают два песца: Наполеон и №116.
  • На их поимку отправляют и опытных охотников, и песца.
  • Песца №116 быстро ловят, а Наполеон сбегает и попадает в деревню.
  • Его поселяют в будке собаки Пальмы плотник и его дочка Вера.
  • Леша Серпокрылов отвязывает песца и отправляется с ним на север.
  • Их преследует мужчина, которому нужен этот песец из-за ценного меха.
  • Дети вместе с учителем прогоняют мужчину и приводят песца в школу.
  • В школу приходит информация о беглом песце и награде за его поимку.
  • Школьники прячут песца в бане, он оттуда сбегает не без помощи Серпокрылова.
  • После школы Вера находит Наполеона в будке Пальмы.
  • Наполеона возвращают на ферму.
  • Вере очень тоскливо, а Серпокрылов убеждает ее, что зверек все-равно сбежит.
  • Наполеон действительно опять сбежал с фермы.

Основная мысль

Свобода — одна из самых прекрасных и ценных вещей в этом мире. Но, к сожалению, жить так, как хочется, могут далеко не все.

Чему учит

Повесть учит нас тому, что свобода стоит того, чтобы бороться за неё до последнего. Отказ от свободы — самовольное заточение в клетке. Возможно, жить вольно гораздо сложнее, чем в темнице, где регулярно кормят и берегут от опасностей. Но можно ли назвать заточение жизнью?

Отзыв и что понравилось

Читая рассказ, невольно восхищаешься Наполеоном. Он бесстрашен и готов на всё ради своей цели. Песец понимает, насколько прекрасна воля. Именно благодаря этому герою я тоже смог задуматься о величайшем счастье — быть свободным, видеть окружающий мир и самому решать свою судьбу.

Вывод и мое мнение

Повесть обладает глубоким смыслом. Автор передает свою большую любовь к окружающей природе. Стремление к свободе животных напоминает подобные мысли у людей. Наполеону Третьему не хотелось быть чьим-то воротником, хотелось просто нормальной жизни.

Пословицы

  • Вольность всего лучше.
  • Безвольный что бездольный.
  • Степного коня на конюшне не удержишь.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector