Небольшой поучительный рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята» был написан и опубликован в 1943 году.
Описание книги для читательского дневника
Содержание:
Автор: Пришвин Михаил Михайлович
Название произведения: «Ребята и утята»
Жанр: рассказ
Год написания: 1943
Издательство: АСТ
Год издания: 2017
Количество страниц: 3
Главные герои и их краткая характеристика
Мать-утка – важная, умная, очень любящая, заботливая и осторожная.
Утята — выводок утки, который впервые отправляется к водоему
Автор-рассказчик — внимательный мужчина, который не прошел мимо горя матери
Ребята — озорные мальчишки
Краткое содержание и сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мама-утка решила отвести своих утят к озеру. Ее путь шел через дорогу, в обход деревни. Здесь утят закидали шапками и поймали ребята. Автор пристыдил ребят и спросил где утка-мама. Ребята показали на поле и отпустили утят. Автор, а за ним и ребята, помахали шапками утятам
План пересказа
- Утка мама ведет утят к озеру
- Дорога возле кузни
- Ребята и их шапки
- Волнение матери
- Появляется автор
- Испуг ребят
- Ребята отпускают утят
- Автор машет утятам шапкой
- Ребята прощаются с утятами
Основная мысль
Материнская любовь и забота о потомстве у всех вызывает уважение.
Чему учит
Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому живому существу. Учит не обижать слабых, не волновать своих родителей, помогать другим в трудную минуту.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ и особенно поведение автора. Сразу заметно, что этот человек очень любит природу, очень любит всех животных и готов помогать им. И мне понравилось, что ребята не желали утятам зла, они просто не понимали, что поступают нехорошо.
Вывод и мое мнение
Автор произведения показывает, как недостойно человека обижать слабых существ. Он демонстрирует это на примере утиного семейства и озорных мальчишек. Ребята поймали утят, но быстро поняли свою ошибку после разъяснений справедливого и строгого прохожего. Рассказ учит бережно относиться к природе, заботиться о ней и не оставаться равнодушным к беде тех, кто нуждается в поддержке.
Пословицы
- У кого детки, у того и заботы.
- Кто матери не послушает — в беду попадет.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Над слабыми сильный царствует.
- Жизнь дана на добрые дела.
Ответы на вопросы к рассказу
Устно опиши путь уточки с утятами к озеру. — Утка повела утят через лес, потом по полю, потом в обход деревни. Она переходила дорогу, когда утят поймали ребята. Дальше она снова вела утят по полю.
Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? — Они беззаботные, глупые, несмышленые.
Как бы ты поступил на месте рассказчика? — Объяснил бы ребятам,что так поступать нехорошо, что утятам очень нелегко добраться до озера.
Как называет писатель утят? — Сыновьями и дочерьми.
Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ? — Он добрый, любит природу, заботливый.
Смогли ли ребята понять свой поступок? — Ребята поняли, что поступали плохо. Они молодцы.
Что пытался объяснить ребятам и читателям автор? — Что животных нельзя обижать, что их надо любить и о них заботиться.