«Золотые слова» — читательский дневник по рассказу М. Зощенко

Поучительный детский рассказ «Золотые слова», который написал знаменитый русский писатель Михаил Зощенко в 1939 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Зощенко Михаил Михайлович
Название произведения: «Золотые слова»
Жанр: рассказ о детях
Год написания: 1939
Издательство: Дрофа-плюс
Год издания: 2007
Количество страниц: 270

Главные герои и их краткая характеристика

Минька — мальчик 5 лет. Живой и непосредственный, стремящийся вести себя хорошо, слушаться родителей, но все время попадающий в нелепые ситуации.
Лелька — сестра Миньки, 7 лет. Егоза и непоседа, которая любит быть в центре внимания.
Начальник — человек степенный, но очень хвастливый и обидчивый.
Мама — добрая и любящая, готовая встать на сторону детей.
Папа — мудрый и опытный, отличный советчик.

Краткое содержание и сюжет

Когда Минька был маленьким, он и его сестра Леля очень любили ужинать со взрослыми. Им нравилась еда и нравились разговоры за столом. Постепенно дети осмелели и стали вмешиваться во взрослые разговоры. И вот однажды, папин начальник рассказывал про пожар и про то, как он спас пожарного. Начальник рассказывал медленно и Леля не выдержала. Ей хотелось тоже рассказать похожую историю и она вдруг перебила начальника.

Начальник возмутился и сказал, что забыл о чем рассказывал. Леля напомнила ему, что пожарный сказал «Мерси» и удивилась, как мог угоревший пожарный что-то сказать. Мама шлепнула Лельку, и Минька решил прийти на помощь, начав объяснять, что угоревшие могут бредить, и предположил, что пожарный хотел сказать «Караул». Начальник затрясся от гнева и стал пенять родителям на воспитание детей. Бабушка поддержала его и сделала замечание Лельке, которая ответила пословицей, что на сердитых воду возят. Начальник принял эту пословицу на свой счет и ахнул от удивления. А папа решил запретить детям обедать со взрослыми.

Два месяца дети были наказаны, а потом смогли уговорить папу, чтобы тот разрешил им поужинать вместе со взрослыми. При этом они пообещали, что за столом не скажут ни одного слова. Дети вели себя хорошо, и вместо того, чтобы говорить, забивали свои рты едой. Они подъели все, что было на столе и пошли по второму кругу. И вдруг Минька роняет с ножа кусочек масла прямо в стакан чая начальника. Никто этого не заметил, кроме Лельки. А Лелька стала смеяться, видя, что начальник принялся размешивать чай ложкой. Масло растаяло и чай стал напоминать куриный бульон. Лелька хотела крикнуть, чтобы начальник не пил эту бурду, но не могла, ведь она обещала молчать. Молчал и Минька. Начальник сделал большой глоток и закашлялся, он мычал и показывал на свой чай. Мама посмотрела внимательно и сказала, что это просто сливочное масло. Папа заинтересовался, как масло попало в стакан и стал расспрашивать детей.

Лелька рассказала все. Гости стали обвинять детей в том, что они видели, как масло упало в стакан, но никому не сказали. Начальник назвал детей гадкими, а те ответили, что им было запрещено что-либо говорить. Тогда папа сказал, что дети просто глупые. И что приказания и правила надо исполнять с умом и все делать с учетом изменившейся обстановки. Эти свои слова он назвал золотыми. Папа сказал, что глупость не наказывается, а Минька много позже понял смысл его золотых слов. И когда стал писателем, не стал писать так, как писали великие мастера прошлого, ведь обстановка изменилась.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Минька и Лелька любили ужинать со взрослыми и сами много говорили. Однажды Лелька пыталась перебить папиного начальника и тот обиделся. Детей наказали и два месяца они ужинали отдельно. Потом с них взяли слово молчать и разрешили сесть за стол со взрослыми. Минька уронил масло в стакан папиного начальника и дети промолчали. Папа объяснил им, что если обстановка меняется, то надо действовать сообразно новым обстоятельствам.

План пересказа

  • Ужин со взрослыми.
  • Рассказ про пожарного.
  • Гипотеза Лельки.
  • Объяснения Миньки.
  • Гнев начальника.
  • Наказание.
  • Прощение и обещание молчать.
  • Упавшее масло.
  • Ужас начальника.
  • Глупость детей.
  • Золотые слова.

Основная мысль

Никакой приказ не может учесть все меняющиеся обстоятельства, поэтому надо уметь действовать не только по правилам, но по ситуации, иметь свою голову на плечах.

Чему учит

Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но и по изменившимся обстоятельствам, учит думать головой, прежде чем выполнять чей-то приказ. Учит справедливости и честности. учит детям не мешать разговаривать взрослым.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, в котором объясняется, что не всегда следовать правилам хорошо. Я никогда об этом не думала, но оказывается что любое правило может принести не только пользу, но и вред. И умный человек должен понимать, когда следовать правилу, а когда его нарушать.

Вывод и мое мнение

Смысл рассказа в том, что правила должны исполняться, но нельзя только слепо подчиняться приказаниям. Всегда нужно думать и действовать по обстоятельствам, которым свойственно постоянно меняться. Жизнь изменчивая штука.

Пословицы

  • На обиженных воду возят.
  • Нельзя никого назвать счастливым до его смерти.
  • Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.
  • Не бывает правил без исключений.
  • Без ума голова лукошко.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector