«Волшебный сон»
Блеснул фонарь, и улица осветилась. За день она покрылась снегом, сровнявшим всё. Девочка подошла к дивану, сбросила одежонку и побежала в ванную комнату. От прикосновения холодной воды тело разгорелось, потом стало охлаждаться. После обтирания мохнатым полотенцем девочка легла в постель. Спать не хотелось, но она начала тереть глаза.
Неожиданно в зрачках стали зажигаться какие-то блестящие точки, превращающиеся в ровное сияние зари. Её проблески сменились линиями, которые росли, расширялись. Девочка увидела водную равнину, много пловцов в удивительных костюмах. Вдруг они, прикоснувшись к деревьям, торчащим из замершей воды, куда-то исчезли. Может быть, затаились за пологом растений, которые почти касались неба. Какой красивый пейзаж! Кругом простирается блистающая горящей цветной водой долина. Девочке казалось, что она шагает по воде, но не промокает. Вот она наклонилась, прикоснулась к жёлтому цветку, выросшему прямо на блестящей воде. Будто сотворённый волшебником росток горел!
Внезапно она услышала чей-то голос. Это мама, полагая, что дочка не спит, приложила ей ладонь ко лбу и случайно разбудила давно уже спавшую дочь.
Объём слов: 159
Грамматическое задание:
1. Найдите в тексте 5 слов с орфограммами в корне. Орфограммы обозначьте.
2. Выписать из текста грамматическую основу (предложение на выбор)
3. Просклонять слова улица, фонарь по падежам.
«На даче»
Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислушались. Окно было тщательно заделано тёмным одеялом. Чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел в щель. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи, а в сером небе розовый Марс. Разбудивший нас звук оказался воздушной тревогой. К ней присоединялся непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице.
Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребёнка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня удивлёнными глазками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его любимую игру – «в маленьких». Ему нравилось чувствовать себя грудным, когда ещё не умеешь говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёшь соску.
Объём слов: 124
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста третье предложений, подчеркните в нём главные члены. Составьте схему предложения, объясняющую постановку знаков препинания.
2. Выпишите из текста два слова с орфограммами в корне, орфограммы обозначьте.
3. Сделайте морфемный разбор (по составу) выделенных слов из первого предложения.
«Воспоминание о лете»
Лето после экзаменов я провёл у родителей на даче близ станции Столбовой. В доме, по преданию, казаки нашей отступавшей армии отстреливались от наседавших передовых частей Наполеона. В глубине парка зарастали и приходили в ветхость их могилы. Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна.
Настольная керосиновая лампа разбрасывала огромных размеров тени по углам тёмных бордовых стен и потолку. Под парком вилась небольшая речка. Над одним из омутов продолжала расти в опрокинутом виде большая старая берёза.
Зелёная паутина её ветвей представляла висевшую над водой воздушную беседку. Там можно было сидеть или лежать. Здесь я обосновал свой рабочий угол. Я читал Тютчева и первый раз в жизни писал стихи. В гуще этого дерева я за три летних месяца написал стихотворения своей первой книги.
Объём слов: 119
Грамматическое задание:
1. Сделайте синтаксический разбор 3 предложений на выбор.
2. Разберите по составу глаголы: зарастали, продолжала
3. Выпишите 3 слова с разными орфограммами в корне, орфограммы обозначьте.