«Мильон терзаний» — план статьи И.А. Гончарова

Мы подготовили для наших читателей подробный план статьи Гончарова «Мильон терзаний» по рассказу — «Горе от ума». Используйте материал статьи для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку в школе.

Краткий план статьи

1) Судьба и актуальность комедии.
2) Особенности жанра произведения.
3) Чацкий.
4) Софья.
5) «Мильон терзаний».
6) Художественная постановка комедии.

Подробный план

1) «Горе от ума» – бессмертная комедия А. Грибоедова.
2) Реальная картина русской действительности.
3) Чацкий – человек с острым умом.
4) Взаимоотношения Софьи и Александра.
5) Противостояние “целого лагеря Фамусовых” и Чацкого.
6) Мастерское изображение высшего московского общества.
7) Сложный характер Софьи и ее чувства к Молчалину.
8) Схожесть характеров Софьи и пушкинской Татьяны.
9) Страдательная роль Александра Чацкого.
10) Своеобразие роли Чацкого.
11) Неизбежное появление нового “Чацкого” при смене эпох.
12) Понимание эпохи – залог успешной постановки пьесы на сцене.

Цитатный план статьи

1. «Горе от ума» – бессмертная комедия А. Грибоедова.

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей…

2. Реальная картина русской действительности.

В картине… зритель и читатель чувствуют себя и в нашу эпоху среди живых людей; Мы не отодвинулись от эпохи на достаточное расстояние, чтоб между нею и нашим временем легла непроходимая бездна…

3. Чацкий – человек с острым умом.

Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме…

Между тем Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века…

4. Взаимоотношения Софьи и Александра.

Изначально любовь у Чацкого была простой и чистой. Он любил Софью с детства и в своей любви не сомневался. Его любовь не охладилась даже после путешествия, ведь и там он не забывал о Софье. Для Чацкого это была серьезная, искренняя любовь, которую он хранил и грел в своем сердце многие годы, а не мимолетная влюбленность, как для Софьи…

5. Противостояние “целого лагеря Фамусовых” и Чацкого.

Образовались два лагеря: с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших»,с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий…

6. Мастерское изображение высшего московского общества.

Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного — Чацкого…

7. Сложный характер Софьи и ее чувства к Молчалину.

Можно подумать бог знает что: но honny soit qui mal y pense! 3 Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется.Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию…

Софье удалось было совершенно отделаться от новой подозрительности Чацкого, но она сама увлеклась своей любовью к Молчалину и чуть не испортила все дело, высказавшись почти открыто в любви…

8. Схожесть характеров Софьи и пушкинской Татьяны.

Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина. Разницу между ними кладет «московский отпечаток», потом бойкость, уменье владеть собой, которое явилось в Татьяне при встрече с Онегиным уже после замужества, а до тех пор она не сумела солгать о любви даже няне. Но Татьяна — деревенская девушка, а Софья Павловна — московская, по-тогдашнему, развитая…

9. Страдательная роль Александра Чацкого.

Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха…

10. Своеобразие роли Чацкого.

Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов…

Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха…

11. Неизбежное появление нового “Чацкого” при смене эпох.

Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких утопий…

Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь. Он не теряет земли из-под ног и не верит в призрак, пока он не облекся в плоть и кровь, не осмыслился разумом, правдой, — словом, не очеловечился.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу…

12. Понимание эпохи – залог успешной постановки пьесы на сцене.

Артисты, вдумывающиеся в общий смысл и ход пьесы и каждый в свою роль, найдут широкое поле для действия. Труда к одолению всякой, даже незначительной роли, немало, — тем более, чем добросовестнее и тоньше будет относиться к искусству артист.

Некоторые критики возлагают на обязанность артистов исполнять и историческую верность лиц, с колоритом времени во всех деталях, даже до костюмов, то есть до фасона платьев, причесок включительно.
Это трудно, если не совсем невозможно. Как исторические типы, эти лица, как сказано выше, еще бледны, а живых оригиналов теперь не найдешь: штудировать не с чего. Точно так же и с костюмами. Старомодные фраки, с очень высокой или очень низкой талией, женские платья с высоким лифом, высокие прически, старые чепцы — во всем этом действующие лица покажутся беглецами с толкучего рынка. Другое дело, костюмы прошлого столетия, совершенно отжившие: камзолы, роброны, мушки, пудра и пр. Но при исполнении «Горя от ума» дело не в костюмах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector