«Боярыня Морозова» — сочинение по картине Сурикова

Мы подготовили для Вас несколько сочинений по картине — «Морозова» (Суриков В.И). Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сочинение 1

В Государственной Третьяковской галерее города Москвы находится масштабное полотно «Боярыня Морозова», принадлежащее кисти выдающегося русского живописца Василия Ивановича Сурикова. Картина сразу обращает на себя внимание.

На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На картине показано противостояние приверженцев церковной реформы и сторонников старой веры. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест.

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Рядом с санями, молитвенно сжав руки, идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову, измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей.

Некоторые в толпе не понимают, что заставляет женщину, облеченную богатством и властью, упорствовать в своих убеждениях. Это вызывает злые насмешки и злорадство мужчин, а вот женщины в толпе смотрят грустно, испуганно, сопереживая чужому горю. Лишь дети беззаботны и веселы. Для них это всего лишь представление.

Если долго смотреть на картину, то создается ощущение своего личного присутствия в толпе, провожающей на муку мятежную боярыню. Велика сила художника, его талант, позволяющий зрителю проникнуться трагедией, случившейся так давно, но будто бы недавно.

Сочинение 2

Страница истории российского государства семнадцатого века нашла своё отражении на огромном полотне В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Картина была написана в 1887 году. Замечательный художник родился в Сибири и много читал о расколе церкви — на старообрядческую и новую. На написании картины у него ушло четыре года.

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются.

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый, юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Сочинение 3

Великий русский художник В.И.Суриков написал свою знаменитую картину «Боярыня Морозова» в 1887 году, во времена церковного раскола XVII века. Сам художник родился в Сибири, где жили много старообрядцев. Персонаж своей картины Суриков В.И. взял из старообрядческих рукописей «Повесть о боярыне Морозовой». Художнику потребовалось 4 года для написания этой картины.

На картине центральной фигурой нарисована боярыня Морозова, которая не согласилась с нововведением — креститься тремя пальцами. Ее везут в монастырь, по указу царя, где она через два года умерла от голода. Фон изображения— пасмурный морозный день. На заднем плане полотна видны занесенные снегом крыши домов и купола местной церкви. В центре художник изобразил сани и на них босую, скованную цепями боярыню Морозову. Она сидит на подстилке из соломы. На ней черного цвета бархатный зипун, отделанный мехом. На голове надет платок, под которым видна черная шапка. Цвет лица бледный, но глаза горят лихорадочным пламенем. Под глазами темные круги и впалые щеки показывают, что боярыня истощена, но не побеждена. По движению руки и полуоткрытому рту видно, что она пытается сообщить людям, окружившим ее, что она не потеряла веру и не изменила свои убеждения. Поднятая рука, изображающая двухперстный жест крещения тому подтверждение. Это старообрядческий символ, показывающий духовную и земную сущность Христа. Художник показывает силу духа и волю боярыни.

Провожать боярыню пришли люди разных чинов и сословий. По внешнему виду и одеянию они разные. Пришедшие люди делятся на две группы. Одни поддерживают и восхищаются боярыней, другие ее осуждают и смеются над ней.

Справа от розвальней, на обочине присел нищий. На нем простая тонкая рубаха. Он вытянул вверх руку с двумя перстами, в знак солидарности с боярыней, в последний раз ее перекрестив. Около нищего на коленях сидит женщина-путешественница, в возрасте. У нее через плечо одета сумка и в руках посох. Она протянула свою руку к пленнице. Чуть поодаль стоит девушка со склоненной головой и задумчивым лицом. Она одета в синий кафтан и покрыта желтым платком. Из-за ее плеча выглядывает монахиня. С печалью смотрит она на узницу.

Чуть дальше от саней стоят две женщины в дорогих убранствах. На них меховые шапки и дорогие зипуны. На плечах наброшены красивые узорчатые платки. Они из одного сословия с пленницей. Возможно, они родственницы и пришли ее проводить.

С левой стороны от саней бежит мальчик — слуга в теплом тулупе и длинных сапогах. На голове у него надет треух с опушкой из меха. Он торопится, чтобы не отстать от саней. Подросток проваливается в сугробы, оставляя после себя следы. От полозьев саней тоже остаются следы — две глубокие борозды.

Большая часть провожающих людей с участием смотрят на плененную боярыню. Остальных людей художник нарисовал улыбающимися. На холсте автор нарисовал самого себя в толпе в роли странствующего, который сочувствует героине картины. На полотне художник запечатлел икону Божией Матери, которая печально смотрит на все со стороны. Основная масса людей воспринимает происходящее как трагедию, с состраданием смотря вслед удаляющейся повозке.

Кисть великого художника Сурикова В.И. с помощью живописи раскрыла загадочную русскую душу, умеющую глубокого переживать и сострадать. На примере образа боярыни Морозовой видно, что если человек целеустремлен, верит в идею, идет к ней, то он становится сильным и мужественным. Эта цель заставляет человека уверенно идти по жизненному пути, ставить перед собой цели и задачи, развиваться и достигать новых высот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector