Чацкий победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение по пьесе «Горе от ума»

Одной из классических тем сочинения нестареющей пьесы А. Грибоедоева «Горе от ума» является вопрос — Чацкий — победитель или побежденный? Ниже представлено 4 варианта сочинения-эссе на эту тему.

Вариант 1

Оценивая результат противостояния Чацкого и фамусовского общества, Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний» сказал, что герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «сломлен количеством старой силы». Однако он «нанес ей смертельный удар качеством силы свежей».

В основе сюжета комедии согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. По жанру же эта комедия общественная, и основной конфликт здесь — столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Этот конфликт не укладывается в рамки сюжета, он шире любовной интриги.

В любви Чацкий терпит поражение. Софья предпочитает ему Молчалина, который, по мнению Чацкого, нравственно намного ниже его. Выбор Софьей такого человека в качестве возлюбленного оскорбляет Чацкого: «А вы! о боже мой! кого себе избрали?» Он упрекает Софью в том, что она прямо не сказала ему о своем увлечении. Ее измена воспринимается Чацким особенно трагично, так как он по-настоящему любит Софью. Ради нее он приехал в Москву. Наконец, он вырос в доме Фамусова, заменившего ему отца. Чацкий глубоко переживает свою неудачу: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!..»

С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побежденный. В столкновении Чацкого и фамусовской Москвы Грибоедов как писатель-реалист изобразил конфликт, возникший в русском дворянском обществе после Отечественной войны 1812 года. В то время дворянство раскололось на два лагеря. Один из них — лагерь передовой дворянской интеллигенции, в комедии представленный Чацким, а другой — консервативное большинство, не заинтересованное ни в каких изменениях в обществе. Чацкий побеждает самим своим появлением, так как некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило внутри себя непримиримого противника. Значит, в этом обществе не все благополучно.

Чацкий выступает как обличитель «века минувшего». Он не согласен с отношением фамусов- ского общества к образованию, к воспитанию. Он говорит, что сейчас, как и ранее, «хлопочут набирать учителей полки», «числом поболее, ценою подешевле», что кто-то из ученого комитета «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился».

К службе, к чинам Чацкий тоже относится по-другому. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», — говорит он Молчалину в ответ на его вопрос о неудаче по службе.

Из-за этих противоречий «века нынешнего» и «века минувшего», а также из-за его нападок на Молчалива Софья объявляет Чацкого сумасшедшим. В итоге это становится общепризнанным: одна из княжон говорит, что даже нельзя подвергать сомнению этот факт.

На сцене Чацкий одинок в своих убеждениях, но два внесценических персонажа — князь Федор и двоюродный брат Скалозуба — тоже представляют «век нынешний».

Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Грибоедов в черновиках называл своего героя Чадским, что ассоциируется с именем известного общественного деятеля того времени П. Я. Чаадаева.

Однако Грибоедов скептически относился к замыслам революционно настроенной молодежи. Он не сомневался в необходимости преобразований в России, но не верил в успех дела, задуманного его друзьями. Известно его высказывание: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».

Победу и поражение Чацкого можно сравнить с победой и поражением декабристов. Восстание было разгромлено. Его участники арестованы, осуждены и сосланы на каторгу, а некоторые казнены. Однако, как сказал Пушкин, «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

Вариант 2

В замечательном произведении «Горе от ума» есть интересный персонаж Чацкий. Этот герой является весьма образованным и умным молодым человеком. Он интеллигент. Перед тем как что-то сделать он всегда несколько раз думает. Чацкий не совершает необдуманных действий. Настоящее общество не принимает Чацкого, потому что он слишком умен для них. Парню сложно общаться с людьми из окружения Фамусова. У них абсолютно разные интересы. Чацкий намного образованный и начитанный чем они. Из-за этого у парня возникают трудности в общении с Фамусовским обществом, он одинок. Поэтому Грибоедов и назвал свое произведение «Горе от ума».

Раньше Чацкий воспитывался жил в дому Фамусова, но затем он был вынужден его покинуть ради получения образования. Через некоторое время он опять появился в своем привычном обществе. Чацкий был шокирован тем, как ведут себя люди. Они не хотят развиваться и учиться чему то новому. Парень не разделял их мнения. Когда он уезжал, у него была любимая девушка София, но она его не дождалась. Она начала дружить с примитивным и не слишком умным Молчалиным.

В сложившемся любовном треугольнике интеллигентный Чацкий оказался лишним. Можно сказать, что он проиграл. Он испытывал безответные чувства к Софии. В этой ситуации Чацкого можно считать побежденным.

У парня всегда имеется собственное мнение, которое он всегда яростно отстаивает. Чацкий находится в оппозиции, он выступает против всех членов Фамусовского общества. Он постоянно учится чему-то новому, он не стоит на месте как остальные. Он спорит и доказывает свою правоту. Чацкий считает себя умнее всех (и это правда).

Чацкого нельзя точно назвать победителем или проигравшим. Да он проиграл в любви и не нашёл себе друзей среди представителей Фамусовского общества. Но, это не значит, что он проиграл. Возможно, София была его не достойна хорошо, что они не стали быть вместе. Девушка не имеет своего мнения, поэтому Чацкому со временем стало бы с ней скучно. В обществе он был одинок и не имел единомышленников. Ему даже пришлось покинуть Москву. Но, это не говорит о его слабости и поражении. Чацкий умный и образованный человек. Он достоин лучшей жизни и других друзей. Он наоборот выиграл от того, что перестал общаться с представителями общества.

Я считаю Чацкого победителем. Он не опустился до уровня Фамусовского общества и не стал как они. Он всегда придерживался только своего мнения. Он стремился развиваться и познавать новые знания. Умные люди никогда не бывают проигравшими.

Образ Репетилова в «Горе от ума»

Вариант 3

Среди всех писателей, оставивших свой след в русской литературе, имя Грибоедова стоит несколько особняком. Широкому кругу читателей неизвестно большее количество его произведений. Но каждый, еще со школьной скамьи, хорошо знает роман «Горе от ума», который поставил Грибоедова в один ряд с величайшими писателями всех времен и народов.

В данном произведении автор предлагает читателю обратить внимание на тему политики, и, как не странно, любви. Данные проблематики являются абсолютно разными в своей сущности, но, Грибоедов сумел их сплести в нечто единое, монументальное.  И даже спустя многие годы, мы с замиранием сердца следим за переживаниями главного героя, а его мысли и душевные волнения являются актуальными для многих и в наши дни.

Вот мы знакомимся с двумя главными персонажами романа – Чацким и Софией. Молодые люди знают друг друга с раннего возраста, они практически выросли в одном доме.  И вот, проходит много лет, они взрослеют, и, казалось бы, их уже не должно ничего связывать. Однако Чацкий внезапно осознает, что он влюблен в девушку. Вернувшись с очередного дальнего путешествия, Чацкий бежит к дому Софии, желая признаться ей в своих чувствах и раскрыть, наконец, свою душу. Но девушка держится рядом с ним отстраненно, даже холодно. Более того, вскоре в ее сердце рождается злоба к бедному молодому человеку.

Чацкий, видя такое к себе отношения, также замечает, что девушка неровно дышит к еще одному персонажу романа – Алексею Степановичу. Чацкий видит в нем гнусного и ничтожного человека, и совершенно не понимает, как девушка могла влюбиться в такую нелицеприятную личность. И ладно бы на этом все закончилось, но нет, София начинает распространять слухи о якобы сумасшествии Чацкого, тем самым обращая людей против него. Сам же Чацкий совершенно разбит. Он не видит причин такого предательства со стороны своей возлюбленной. Он полон любви к этой девушке, он готов ради нее на все, но, она отвечает на его чувства таким отвратительным поведением.

Теперь же обратим внимание на политическую сторону романа. Чацкий никак не вписывается в рамки «фамусовского общества». Он не такой как они. Эти люди не верят ни в Бога ни в черта, для них целью жизни является лишь богатство и чины, ради которых они готовы прислуживать и льстить каждому, кто имеет деньги и статус. Чацкому же претит такое мировоззрение. Он выступает  против эгоизма, лести и лжи. Он один выступает против старых устоев. Люди не желают ничего знать, они боятся образования и просвещения, их все устраивает как есть. А Чацкий же человек нового времени. Он желает высказать им все, что накопилось в его душе, но никто не желает его слушать. Люди лишь смеются над ним и над его мыслями. Но за этим смехом мы видим глубоко скрытый страх. Страх того, что вскоре действительно что-то начнет меняться, и они окажутся неспособны противостоять новым веяниям. В конце концов, Чацкого признают окончательно выжившим из ума и выгоняют.

И все-таки, попробуем ответить на вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Да, он один выступил против целой толпы, сумел не сдать свои идеалы и стремления. Но, с другой стороны, из спора он вышел побежденным. Никто не прислушался к его словам, никто не задумался, никто не примкнул. В итоге можно сделать вывод о том, что однозначного ответа на данный вопрос нет, и каждый читатель должен ответить на него самостоятельно.

«Горе от ума» — читательский дневник

Вариант 4 (материалы для написания сочинения)

(с привлечением текста и важнейших положений статьи Гончарова

«Миньон терзаний»)

I. Сюжет комедии любовный, конфликт социальный. Конфликт не укладывается в рамки сюжета (см. «Сюжет и конфликт «Горя от ума»)-

II. В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья, во-первых, его не любит, а, во-вторых, любит человека, нравственно на много ниже Чацкого, и это еще больше его оскорбляет:

А вы) о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!

— Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него мучительно, так как он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, наконец, Чацкий по-настоящему любит Софью:

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

— С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения.

Чацкий комичен уже с самого своего появления, так как к его приходу мы уже знаем, что Софья любит Молчалина (см. «Сюжет и конфликт «Горя от ума»).

III. С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побежденный.

1. С одной стороны, Чацкий побежденный: он объявлен сумасшедшим, изгнан из московского общества (см. «Сюжет и конфликт «Горя от ума»).

2. С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени победителем:

Гончаров:

Чацкий сломлен количеством старой сипы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

(«Мильон терзаний»)

Чацкий — победитель самим своим появлением. Некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего», века Екатерины, вдруг среди «своих» обнаружило непримиримого противника. Значит, не все благополучно в этом обществе.

Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (см. «Век нынешний и век минувший»).

3. На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущей победы Чацкого (см. «Образная система «Горя от ума»).

4. Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Нельзя говорить о полном совпадении мнений — и сам Грибоедов скептически относился к некоторым их воззрениям 1821—25 годов:

Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России.

Однако Герцен писал впоследствии:

Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста — это в Чацком.

(«Еще раз Базаров»)

Победу и поражение Чацкого можно сопоставить с победой и поражением декабристов. Подробнее см. «Повторение»: «Чацкий и декабристы».

5. В статье «Мильон терзаний» Гончаров отмечал, что вечность, неизбежность роли Чацкого как победителя и побежденного заключается в том, что он появляется «при каждой смене одного века другим».

Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что в черновиках его имя писалось «Чадский», напоминая читателю о личности П. Я. Чаадаева (см. разбор стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector