«Фамусовская Москва» в комедии Горе от ума

Мы подготовили для Вас несколько сочинение о фамусовской Москве в комедии «Горе от ума». Используйте эти примеры для выполнения задания на урок литературы.

Сочинение №1

Комедия Грибоедова «Горе от ума» увидела свет в 1824 году. В это время в российском обществе начинают зарождаться идеи декабристов, появляется революционная прослойка дворянства, которая вступает в конфликт со старым фамусовским обществом.

Москва в произведении Грибоедова показана, как город, который восстанавливался после войны с Наполеоном в 1812 году.

С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад.

Но что же стало с людьми? Как они изменились?

Когда Чацкий возвращается в дом своего детства, он видит, что все по-старому.

Дома новы, но предрассудки стары.

Московское общество не приемлет изменений и новшеств, в нем господствуют идеи прошлого века. Единственное, что заботит представителей такого общества – это молва и слухи про них. Так, Фамусов говорит, что «злые языки страшнее пистолета».

Единственный идеал для фамусовской Москвы – это господство денег и чинов. Примером был умерший дядя Фамусова, который добился благосклонности Екатерины своей услужливостью. Вообще услужливость была модной в то время. Но, как правило, услужливали только нужным людям. К примеру, Молчалин и Загорецкий, будучи безродными дворянами, благодаря своей услужливости добиваются не только уважения в обществе, но и значительного карьерного роста.

Кроме того, фамусовская Москва ценила очень «нужные» знакомства и связи.

Такому обществу чуждо образование. На балах и светских встречах обсуждение учебных заведений вызывает всеобщее недовольство. Чтение книг считается пустой тратой времени. Это общество не приемлет русскую культуру и не чтит русские традиции. Фамусовская Москва восторгается всем французским, и только в нем видит спасение. Французский язык становится разговорным языком господ. По этому поводу Чацкий очень точно подметил:

Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Западная культура проникает во все сферы жизни фамусовской Москвы. Так, представительницы высшего общества увлекаются французскими романами. Кличут себя мадам и мадмуазель, забыв про русское обращение «сударыня».

Фамусовское общество очень дорожит крепостным правом. Порабощенные крестьяне были вынуждены не только тяжело трудиться на господ, но и были обязаны развлекать их. А взамен их могли легко продать или обменять даже на собак.

В фамусовской Москве царила власть женщин. Мужья для них стали прислугой. Одним из примеров можно назвать князя Горича, который после женитьбы полностью подчинился своей супруге, хотя раньше был независимым и гордым человеком. Также, здесь очень быстро распространялись слухи, которые чаще всего были неправдивы.

Чтобы показать всю мерзость фамусовской Москвы, Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями. К примеру, Молчалина – был человеком без собственного мнения, не отличался многословием; Репетилов – постоянно повторял свои бездумные мысли; Тугоуховский – ни кого не слушал; Фамусов – известный боярин, который боялся слухов о себе. К Скалозубу, Хлестовой, Хрюмину ощущается негативное отношение самого автора.

Один человек достоин уважения в этом прогнившем фамусовском обществе. Им был Чацкий. Он пытался показать фамусовской Москве, те проблемы, которые разрушали его любимую страну. Но его идеи остались не принятыми, общество отвергло его. Чацкого восприняли сумасшедшим.

Подводя итог, можно сказать, что Грибоедов показал нам Москву, как город, в котором зародилась борьба прошлого и существующего, и как показывает практика, этот процесс не проходит безболезненно.

Сочинение №2

Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов.

Всех героев комедии читатель видит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, очень типичного представителя московского дворянства. Он вдовец, богат, имеет единственную дочь Софью.

Начало века время для России не простое, среди прогрессивных людей зреет запрос на социальные перемены, но фамусовское окружение, кажется застыло в своём развитии, всякие изменения кажутся им недопустимыми и опасными. «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»—говорит в разговоре с Чацким и Скалозубом Фамусов. Конечно, все представители фамусовского общества люди разные, но вот этот страх перед новизной их очень объединяет.

Никто извне не может просто так попасть в круг этих московских снобов. Они стараются держаться очень замкнуто. Замуж выходят и женятся с расчётом, на претендентах из своего окружения и, конечно, богатых. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених.» Матримониальные вопросы решают родители, как повелось издавна. Софья вынуждена украдкой встречаться с Молчалиным, потому, что он беден и не знатен.

Они, практически, все находятся в какой-то степени родства друг другу и стараются на хорошие должности пристроить родственников. «Ну как не порадеть родному человечку!.. «— восклицает тот же Фамусов.

С большим подозрением относятся в фамусовском обществе к образованию, считая. что все вольности, всё зло идут именно оттуда. Собрать и сжечь все книги предлагает полковник Скалозуб. Всем бедам причина учёность и ученье считает Фамусов. Собственно говоря, им хорошее образование им ни к чему, у них другие интересы. Время они предпочитают проводить, давая «обеды, ужины и танцы». Встречаясь, эти люди делятся сплетнями, обсуждают за глаза друг друга, устраивают смотрины для дочерей и подыскивают выгодные местечки сыновьям, то есть занимаются, по их мнению, очень важными делами.

Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.

Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.» Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

Сочинение №3

А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.

Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

Все события пьесы происходят за сутки в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова. Это классический представитель дворянства того времени. Человек влиятельный и уважаемый, управляющий в казенном доме. Ключевой сценой становится бал. Гости хозяина – типичные образы столичной знати, которых критики окрестили «фамусовской Москвой».

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. И даже званые вечера и балы необходимы не для развлечения или общения, а исключительно для обретения знакомств и связей. Любой ценой добиться высокого положения в обществе. Ценны не люди и их качества, а умение понравиться и угодить вышестоящим лицам. И только лишь Чацкому это претит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Он готов посвятить себя делу и Отечеству, но не людям.

Сплетни здесь не только приятные беседы за чаем, но и рычаги управления, манипуляции. Чацкий не угоден и потому распространяется слух о его сумасшествии.

Все фамилии говорят сами за себя. Загорецкий и Репетилов – люди пустые, неинтересные, но готовые всегда услужить влиятельным лицам. Скалозуб – солдафон, его интересует только военная служба. Но он ходит на балы, чтобы улыбаться начальству и его веселить грубым солдатским юмором. Княгини Хлестовы и Хрюмины напыщенны, самонадеянны и жестоки. Но все ищут их расположения, ведь у них связи. А такие как Молчалин – двуличные, трусливые, но пробивающие дорогу к цели любой ценой. Они всегда будут «блаженствовать на свете».

Сочинение №4

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?..

Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…» Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий. Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector