Гражданская лирика Некрасова — сочинение

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Гражданская лирика Некрасова. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых его произведениях. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» сеть строки:

Что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Так Некрасов определяет свое понимание гражданственности, то есть понимание важных задач, стоящих перед страной, и умение работать для их осуществления. Гражданственная поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что он, думая о судьбе своей Родины, не может не думать о народе. Видно, что для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты воедино: защищать интересы крестьян и городской бедноты — значит быть отечества достойным сыном. В стихотворении «Элегия» мы читаем: «Я лиру посвятил народу своему».

С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, «заступников народных» и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших «против угнетателей народа» тернист, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.

Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений — народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности является стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Обычное для Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике, который не любит «оборванной черни«, о судьбе всего своего народа. В конце стихотворения ставится вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?». Ответ на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как «Школьник», «Железная дорога» и поэма «Кому на Руси жить хорошо?» служат продолжением этих раздумий. В стихотворении «Школьник» поэт передал гордость за свою страну, которая «выводит из народа столько славных«, идущих «к своей великой цели«, людей.

Несколько другой подход к проблеме в стихотворении «Железная дорога». Оно построено в виде спора с «утеснителем народа». Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим «чернь”.

Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ — лучшая часть нации, он сам «грудью проложит дорогу себе». В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ способен к борьбе.

О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

Сочинение 2

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды – бедность и нищету, страдания и муки народа. Поэтапно он становился защитником обездоленных и обделенных крестьян. В качестве противопоставления цензуры тех лет, Некрасов пытался донести правду и показать протест низших слоев населения. Когда он стал редактором крупнейшего журнала того времен «Современник», писатель стал общаться с радикально настроенными политиками и не боялся помочь им, посочувствовать об их тяжкой доле.

Постепенно в литературе Некрасова стали появляться стихи гражданской направленности. Он старался отразить те темы, которые были вокруг него. Эта суровая сатира была предназначена для того, чтобы обличить бюрократизм и взяточничество, обман и ложь. Например, «Пьяница», «Тройка» и многие другие. В этих стихах он сочувствовал и сопереживал крестьянам, у которых было не на кого положиться, кроме себя самих. Он четко отстаивал свои мысли – начальствующий класс угнетает простой народ, это должно рано или поздно прекратиться. Справедливость должна восторжествовать.

Большинство тем, которые описывал Николай Алексеевич, он черпал из своей жизни, писал от своего имени и ярко олицетворял свои чувства и эмоции. Писатель открыто говорил о том, о чем его предшественники и современники не могли даже подумать.

В его стихах особое место занимает гражданин, активно отстаивающий и демонстрирующий свои права. В этих образах можно отыскать черты декабристов и революционеров – Чернышевского или Белинского. Им также посвящены отдельные стихотворения – «Памяти Белинского» и «Пророк». Некрасов показывает, что добиться своих целей может даже один человек. Главное верить в себя и активно действовать.

Когда Николай Алексеевич пишет об угнетателях, слова его накаляются до предела, открыто чувствует гнев и недовольство данной ситуацией. В стихотворении «Родина» он вспоминает свое детство, а также все то, что он наблюдал в те годы. Для него это было крайне жестокие и бесчеловечные времена. Стихотворения Некрасова крайне важны для русской культуры. В них чувствуется открытость и честность писателя, описаны важные и ключевые времена из истории государства.

Сочинение 3

Особенность Некрасова как лирического поэта — его граж­данственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях — и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни («Зеленый шум»), и жалость, и сострадание к тяжелой уча­сти бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И все это может быть объято двумя словами: « благородное сердце ».

Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко каз­нил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: «Я за то глубоко презираю себя…», «Муза», «Праздник жизни — молодости годы…», «Замолкни, Муза мести и печали», «Стихи мои! Свидетели живые…», «Умру я скоро! Жалкое наследство…» и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой — разночинец. Другие (например, Н.Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть «мно­жественность голосов и сознаний». Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким дру­гим. Его крылатое выражение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — известно всем. Оно являет­ся измененной и уточненной формулировкой Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, ка­кое настроение преобладает. Например, в «Поэте и Гражда­нине» — и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произ­ведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами явля­ются стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой!..». Среди них — так называемый Панаевский цикл (стихи, по­священные А.Я. Панаевой): «Да, наша жизнь текла мятеж­но…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою…», «Прости! Не помни дней паденья…» и другие.

Поэт как бы исповедуется в своих страданиях, вызван­ных несправедливостью, жестокостью, царящими вокруг, выражает свое глубокое сочувствие «униженным и оскорб­ленным»: «Когда из мрака заблужденья…», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки». Здесь же ^~ прочувствованные стихи о матери («Рыцарь на час»), о своем прошлом («В неведомой жизни, в деревне полуди­кой…», «Родина»), о себе как поэте, о своей судьбе («Вче­рашний день, часу в шестом…», «Что ни год, уменьшаются силы», «Последние песни», «Баюшки-баю», «О Муза! я у двери гроба!..»).

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: «В дороге», «Тройка», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «В пол­ном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская»; «Крестьянские дети», «Соловьи», цикл «О погоде». В них — и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами — произведения, проповедующие любовь «врожденным словом отрицанья»: «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли…». Во всех этих произведениях либо на пер­вом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закаба­ленной, но исполненной тайных могучих сил.

Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении «Поэт и гражданин». Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в выска­зывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, гря-. дущая буря. В это время Отечества достойный сын «гражда­нином быть обязан», ибо «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей…».

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавро­вым, а терновым венком. В самом стихотворении нет укра­шающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и ме­тафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво стройно,
И сердце путников спокойно…
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!

В начале разговора с поэтом гражданин резко и прямо уп­рекает его за лень, дальше он иронизирует над его попыткой оправдаться Пушкиным, говорит о недостатках его поэзии, упрекает за бездеятельность в годину гроз, горько иронизирует над либералами, «богатыми словом и бедными делами», мещанами всех видов, и поэт вспоминает свои попытки быть гражданином.

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает
естественностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гра­жданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под- верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное предупреждение от цензурного комитета.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» — гимн, вылив­шийся из сердца поэта в день похорон Добролюбова, отдав­шего свою короткую жизнь служению Родине. Пятистопный ямб, чередующиеся мужские и женские рифмы придают стройность этому гимну. Последние три строчки не рифмова­ны. Они выделяются из текста и как бы завершают смысл стихотворения. По форме оно представляет собою пламен­ный монолог, траурную речь, пронизанную искренней, глу­бокой скорбью о безвременной смерти поэта-гражданина:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты XX века — Блок, Андрей Белый, Есенин, Твар­довский, Исаковский и другие.

Многие поколения русских людей воспитывались на Не­красове. Не случайно, не дожидаясь печатных изданий, чита­тели и почитатели его творений создавали рукописные сбор­ники, в которые включали такие цроизведения, как «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны…», «Еду ли но­чью по улице темной», «Рыцарь на час», «Коробейники» и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector