«Гроза» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по пьесе Островского

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по пьесе — Гроза. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Преступление и наказание — вечная тема (аргументы)

1. Преступление не всегда ограничивается рамками закона. Порой действия человека преступны по своей сути, но не попадают под известные ограничения, потому что система права еще не развилась до такой степени. Именно такую ситуацию мы видим в пьесе «Гроза». Кабаниха своей травлей доводит невестку до суицида: несчастная Катерина, признавшаяся в адюльтере, подвергается унижению и даже избиениям. Марфа Игнатьевна настаивает, чтобы сын бил ее и поддерживал эту атмосферу гнета. Так Кабаниха «наказывала» Катерину за непослушание и измену, но эти действия привели к трагическому исходу. Не получив прощения и христианского милосердия от верующих родственников, Катерина впала в отчаяние и наложила на себя руки. Сегодня доведение человека до суицида наказывается по закону, но тогда герои, виновные в гибели Катерины, наказания избежали, хотя совершили настоящее преступление.

2. К теме оправдания преступлений обращается Александр Николаевич Островский в произведении «Гроза». В нём преступление не относится к нарушению закона, это преступление по отношению к самому себе к своей личности. Катерина, главная героиня пьесы, находится в затруднительном положении, с одной стороны семья в которой девушка постоянно ощущает давление и пренебрежение, с другой стороны влюбленность и возможность чего-то нового, более счастливого и прекрасного. Будучи романтичной натурой, Катерина решает вступить в запретный роман, но совесть девушки не позволяет ей оставлять мужа в неведенье и она все ему рассказывает. Героиня ищет поддержки у своего возлюбленного, Бориса, но тот не спешит брать на себя ответственность и решает сбежать, оставив девушку наедине с её проблемами. Катерина пытается найти наказание для себя, оно необходимо ей для того, чтобы она смогла оправдать свои поступки. Девушка очень суеверна и когда она узнала о приближающейся грозе, предчувствовала собственную гибель. Катерина погибла, так и не сумев найти оправдание своих действий.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (аргумент)

А.Н. Островский поднимает в драме «Гроза» проблему взаимодействия общества и человека. Самой важной социальной группой, в которой находится человек, является его семья. Главная героиня драмы росла в атмосфере любви и заботы, но после замужества оказалась в доме Кабановых, где царит тирания. Глава семейства, зажиточная купчиха Марфа Игнатьева Кабанова, требует от домочадцев беспрекословного повиновения. И если ее дети привыкли к таким порядкам, то жизнь для Катерины становится в этом доме нестерпимой. Но ей некуда деваться, потому весь город Калинов проникнут той же атмосферой безволия и унижения. Здесь желания человека и его чувства не имеют никакого значения, все живут согласно давно изжившими себя устоям Домостроя.

Отчаяние и одиночество толкают Катерину на измену, она понимает, что совершает большой грех, но не может отказаться от возможности побыть, хоть немного счастливой. Она осознанно идет против моральных устоев целого общества, и не боится людской молвы. Именно эти люди довели ее до отчаяния, подтолкнули к тому, что привело ее к гибели.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

В доказательство можно привести ещё пьесу А. Н. Островского «Гроза». дома главного персонажа ждала деспотичная мать. кабаниха надоела домочадцам упреками, манипуляциями и наставлениями. Тихон Кабанов был виноват всегда: то жениться не на той девушке, то недостаточно внимателен к советам матери, то не любит её. Повод обругать, побранить мужчину находился каждый раз. Как и любому человеку, главному герою было ужасно тяжело терпеть бесконечные, не кончающиеся сцены, ссоры и скандалы. Ему нужна была эмоциональная разрядка. поэтому, лирический герой часто придумывал причины, по которым надо было отлучаться. Он с удовольствием покидал тяготивший его дом на пару недель. В поездках он кутил, ходил по кабакам, всячески развлекался, чтобы выйти из того подавленного состояния. В этих «путешествиях» Тихон искал возможность развеяться и забыться, не помнить о домашних проблемах. Он хотел набраться сил и терпения, продолжать жизнь рядом с Кабанихой.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (аргумент)

В пьесе А. Н. Осторовского «Гроза» упоминается такой человек как Кулигин. Данный персонаж радикально отличается от своего окружения, «здорового общества», тем, что он не только сам не стоит на месте, но и хочет принести прогресс в свой город. Его главной мечтой является изобретение перпетуум-мобиле, или же вечного двигателя. Из-за различий своих взглядов с обществом, он часто является объектом насмешек, но это не ломает его стремление помочь людям. «Мечтает себе и счастлив». Я считаю, что именно благодаря своей мечте Кулигин один из тех, кто более менее образован и способен здраво мыслить. Его стремление к своей мечте может привести не только его личность к прогрессу (что мы и наблюдаем в пьесе), но и помочь всему городку выбраться из обыденности.

Измена, которую можно оправдать — аргумент

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини. Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве. Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством. Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

Преданность себе и своим убеждениям — аргумент

Изменив своему супругу, Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы ней еще живы самые лучшие стороны души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и добропорядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.

Но уже в первом действии Катерина делится с сестрой Тихона Варварой своими страхами и мыслями о скорой погибели: «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!». Женщине опостылели рабские порядки и дремучий уклад Калиновского общества, существующего в невежестве и темноте.

Конфликт между Катериной и ее окружением – естественное развитие сюжетной линии произведения. И если вслух Катерина «поддакивает» свекрови и утверждает, что любит Тихона, то истинные свои чувства к ним она открывает Варваре. Не может Катя предать себя, свои идеалы и принципы. Невозможность этой измены приводит ее к мысли о скорой смерти и трагической развязке конфликта.

Измена своему слову и любимой женщине — аргумент

Еще об одной измене идет речь в произведении. Это измена Бориса своей возлюбленной и самому себе. При первом знакомстве с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним – положительный герой произведения. Борис отличается от остальных действующих лиц своей образованностью, воспитанностью, складом ума и живостью характера. Но по мере развития сюжета делаются явными не столь позитивные качества молодого человека. Борис достаточно лукав и меркантилен. Работая на Дикого, он живет ожиданием наследства, являя абсолютно непротивленческий характер установленным в хозяйстве дядюшки порядкам и устоям.

Кульминацией в раскрытии образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда об их связи узнает городское общество, а Дикой в гневе собирается отослать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за свою возлюбленную. Он смиренно принимает решение Дикого. Борис, изменяя возлюбленной, предает и себя. Он очень жалеет Катерину. Борис ее все еще очень любит, но при прощании его хватает только на «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой то, думавши о тебе».

Доброта и жестокость — аргументы

1. Чем вызвана жестокость и можно ли её оправдать – этими размышлениями пропитана пьеса Островского «Гроза». Пожалуй, настоящим олицетворением жестокости в этом произведении является Марфа Игнатьевна Кабанова. Она настолько неприятна читателю, что автор приписывает ей грубое прозвище – Кабаниха. На протяжении всего действия она оправдывает свой образ бессердечной, ни с кем не считающейся барыни, которой чуждо сочувствие к другим. Шквал своего гнева она постоянно обрушивает на собственного сына и его возлюбленную Катерину. Постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой причинной подоплёки. Своим поведением она в прямом смысле сжила со свету невестку. Но самое страшное, что даже после этой трагедии она не раскаялась. Такой деспотизм не находит понимания, его нельзя оправдать никакими уловками, потому что он губит людей и делает мир хуже.

2. Доброта – такое светлое и нужное качество, лежащее в основе милосердия, прощения, заботы. Но, к сожалению, она не всегда можете противостоять злу и делает своего носителя жертвой гонений. С подобной ситуацией столкнулась героиня пьесы Островского «Гроза» — Катерина. Для представления цельного образа этой девушки автор знакомит нас с её детством. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» – так отзывается героиня о своих ранних годах. Жизнь в любви и нежности воспитала в ней такие качества как доброта, милосердие, наивность. Она всегда стремилась помочь нуждающимся и с теплом относилась к людям. Однако волей судьбы она попадает в «тёмное царство» — абсолютно противоположный ей мир, обитатели которого жестоки, тираничны и завистливы. Она сталкивается с неописуемой дерзостью и грубыми оскорблениями в свой адрес.

Её свекровь – Кабаниха — тешится, издеваясь над своей невесткой. Катерина понимает, что единственный способ противостоять этой жестокости – ответная жестокость. Однако она не в силах переступить через себя и воспитанные в ней принципы добра и справедливости. Она не справляется с таким давлением и решается на самоубийство. «Гроза» — пример того, что добро не всегда побеждает зло. Однако это вовсе не значит, что нужно выбирать жестокость, это значит, что нужно всегда продолжать бороться за свои принципы и за себя.

Проблема самореализации — аргумент

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Я и другие — аргумент

Катерина выходит замуж за Тихона и становится частью семейства Кабановых. Катерина, в отличие от Тихона, который смирился с происходящим, и Варвары, которая приспособилась к жизни, не может привыкнуть к той жизни, с которой столкнулась. Катерина и Кабаниха становятся двумя яркими сторонами, которые вступают друг с другом в конфликт. И если Катерина, чувствуя себя неуютно рядом с Кабанихой, не выражает свои недовольства явно, то Кабаниха делает конфликт с Катериной открытым. Кабаниха, привыкшая к тому, что окружающие беспрекословно ей подчиняются, тиранит Катерину, которая не привыкла жить по правилам Кабанихи. Кабаниха, которая фактически является главой семейства Кабановых, заставляет Катерину жить в соответствии с теми старыми порядками, по которым живет Кабаниха и жили ее предки.

Катерина, ощущая себя одинокой в семье Кабановых, чувствует себя еще несчастнее из-за того, что ее никто не понимает. Муж Тихон не поддерживает ее, между Тихоном и Катериной вообще нет никакой любви. Даже Варвара, которая пытается поддержать Катерину, не способна понять внутренние переживания Катерины. Главная героиня оказывается обреченной на одиночество. Даже Борис, в которого влюбляется Катерина, не испытывает к ней серьезных чувств, которые бы помогли ему избавить Катерину от несчастной жизни. Из всего этого следует, что Катерина вступает не только в семейный конфликт, но и в конфликт социальный. Привыкшая жить в любви и заботе, привыкшая к свободе Катерина не может привыкнуть к жизни в Калинове. Поведение Кабанихи, притесняющей Катерину, не единично, она является типичным представителем того патриархального общества, которое окружило Катерину и не давало ей вздохнуть полной жизнью. Катерина, которая не понимает порядков города Калинова, в котором оказалась после замужества, вступает в конфликт с патриархальным обществом, которое жило по принципам «Домостроя».

Как не понимала представителей патриархального общества Катерина, так и окружающие ее люди не понимали того, что для нее была важна свобода. Всеми притесненная, уставшая от того несвободного существования, которое ей пришлось проводить, Катерина кончает жизнь самоубийством, что становится бунтом против «жестоких нравов» «темного царства».

Человек и общество — аргументы

1. Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.

2. Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector