Конфликт Чацкого и Фамусова — сочинение

Мы подготовили для Вас несколько сочинений о конфликте Чацкого и Фамусова из комедии Грибоедова — «Горе от ума». Используйте этот материал для выполнения школьного задания по литературе.

Сочинение 1

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — столкновение двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна во время создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды.

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза. Одним словом, их множество. Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел — в общем, радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор же показывает Фамусова всесторонне. Он предстает и как убежденный, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета».

Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Поэтому он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Фамусов хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов формалист и бюрократ («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны: боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их».

Другим представителем «века минувшего» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб.— «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж соединяет в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, чистой душой, в ней сумели воспитать много негативных качеств, что сделало ее частью консервативного общества. Она не понимает Чацкого, не ценит его острого ума, его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, — ее трагедия.

А виновато общество, в котором она родилась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, пустомеля, но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех.

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь… не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, горячность и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия крепостников. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого.

Сочинение 2

Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции связан с взаимоотношениями внутри любовного треугольника. Однако по жанру эта пьеса — общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность комедии отметил Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Неожиданный приезд Чацкого, влюбленного в Софью, в дом Фамусова в первом действии послужил завязкой как любовной линии комедии, так и общественного конфликта. Второе действие — это развитие ситуации, обозначившейся в начале комедии. Задетый холодным приемом девушки, ради которой он проехал более семисот верст без остановки, Чацкий во втором действии пьесы стремится во что бы то ни стало узнать, любит ли Софья его, а если не его, то кого. С этой мыслью он вторично приезжает в их дом, встречается с Фамусовым и заводит с ним разговор о Софье: здорова ли она, «не приключилось ли печали?». Он даже намекает на свое желание посвататься, чтобы понять, как к этому отнесется отец девушки. Однако ответ Фамусова задевает его еще больше, чем холодность Софьи, и он вынужден защищать свои жизненные принципы от нападок московского вельможи. Диалог Чацкого и Фамусова в этом действии демонстрирует взаимосвязь любовной интриги и общественного конфликта пьесы.

Фамусов не желает своей дочери такого мужа, как Чацкий, потому что консервативно настроенного представителя «века минувшего» не устраивает жизненная позиция молодого человека, исповедующего передовые взгляды «века нынешнего». Ему не нравится отношение Чацкого к службе, не нравится, что он «оплошно» управляет своим имением.

Отношение к службе — наиболее важный пункт их спора. В ответ на реплику Чацкого:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов произносит монолог о Максиме Петровиче, достигшем высокого положения при дворе Екатерины II. Карьера покойного дядюшки, по мнению Фамусова, должна стать образцом для подражания молодого поколения. Однако картина такого пылкого раболепия вызывает отвращение у Чацкого. Несмотря на страстную любовь к Софье, Чацкий не может молчать, чтобы хоть немного угодить своему предполагаемому тестю. Он отвечает ему монологом, в котором осуждает «век покорности и страха», утверждая свободолюбивые идеи «века нынешнего».

Благодаря этим монологам проясняется общественная позиция Чацкого и Фамусова, и становится совершенно очевидно, что никакого согласия или компромисса между ними быть не может. Молодой человек непоколебим в своих убеждениях, которые Фамусову кажутся крамольными, он даже опасается, что Чацкий своими разговорами втянет его в беду. Поэтому Фамусов затыкает уши, даже не желая слушать, как увлекшийся разговором Чацкий развивает жизненную программу, соответствовавшую идеям передовой дворянской интеллигенции, стремившейся вести независимый образ жизни, не домогаться чинов и не раболепствовать. В желании молодого человека путешествовать, заниматься наукой или жить в деревне, вместо того чтобы стремиться «вписаться в полк шутов», Фамусов видит опасное стремление проповедовать вольность, нежелание признавать власть и даже разврат.

Диалог Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» заранее определяет возможное завершение любовной линии и общественного конфликта. Надежды Чацкого на личное счастье окажутся несбыточными, а дворянское общество уже оказалось расколото на два враждующих лагеря. Каждый из лагерей укрепился в своих позициях, чтобы примерно через год после написания комедии столкнуться в непримиримом поединке на Сенатской площади.

Сочинение 3

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой общественную сатиру на московское дворянское сословие начала XIX века. В произведении описывается раскол в упомянутой среде, который заключается в разных точках зрения на многие проблемы, происходящие в обществе. Автор сталкивает молодого и амбициозного Чацкого с представителями фамусовского общества, то есть взгляды «века нынешнего» с взглядами «века минувшего».

Лагерь консерваторов представляет Фамусов, занимающий должность управляющего в казенном доме, его помощник Молчалин, военный Скалозуб и ряд второстепенных героев. Всему многочисленному московскому сообществу аристократов противостоит только Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии.

Разногласия молодого человека и представителей фамусовского общества зарождаются после возвращения Александра Андреевича в столицу, где его не было примерно три года. До отъезда Чацкий и дочь Фамусова – Софья росли вместе. Между молодыми людьми зародились нежные чувства, до сих пор пылающие в сердце главного героя. Но он, несмотря на это, отправился за пределы страны «ума искать». Влюбленность Софьи и Чацкому угасла, и девушка теперь симпатизирует отцовскому секретарю – Молчалину.

Любовное столкновение постепенно перерастает в социальное. Александр выступает против Фамусова и его круга по самым актуальным и злободневным вопросам: отношения в семье, крепостное право, служение в государстве, взяточничество, казнокрадство, чинопоклонничество.

Дворянское общество не приемлет перемен и всего, что с ними связано. Консерваторы все же одерживают победу над Александром Андреевичем только благодаря численному преимуществу. Но они неподдельно боятся пламенных и непривычных речей героя, ведь именно ими обличаются пороки общества и выражается перспективность перемен, что, несомненно, угрожает, их привычному и комфортному укладу жизни.

Свет пытается найти выход из неприятной ситуации. Во время бала Софья, разговаривая с одним из приглашенных, утверждает, что молодой человек «не в своем уме». Девушку нельзя отнести к сторонникам «века минувшего», но бывший возлюбленный косвенно угрожает ее личному счастью. Эти слова с мгновенной скоростью расходятся среди фамусовских гостей. Что неудивительно, ведь сошедший с ума Чацкий для них совершенно не опасен.

В конце дня, в котором разворачиваются все события в комедии, развеялись все ожидания юноши – он «отрезвился сполна». После того как Чацкий испытал на себе все бессердечие Фамусова и его союзников, герой осознает что их пути окончательно и бесповоротно расходятся. Молодой человек отступает перед «веком минувшим», потому что одиночество во взглядах не оставляет Александру шансов на победу. Но со временем все станет на свои места, и сторонники Чацкого внедрят в дворянскую среду непривычный дух свободы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector