Мы подготовили для Вас несколько сочинений про публицистический стиль речи. Используйте наш материал для написания своего сочинения на эту тему по русскому языку.
Сочинение 1 (кратко)
Публицистический стиль — один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической деятельности, в средствах массовой информации, в газетах, в ситуации публичных выступлений.
Задача этого стиля — воздействие на массовое сознание, стремление навязать аудитории свое видение ситуации. Характерные черты публицистического стиля — образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В публичных выступлениях часто употребляются различные средства художественной выразительности: эпитеты, гиперболы, сравнения, метафоры, «крылатые выражения». Также используются элементы языковой игры, каламбуры, обращения к аудитории, призывы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы. В речи оратора, всегда эмоционально окрашенной, напряженной, звучит личная оценка ситуации, поэтому в качестве языковых средств часто употребляются местоимения первого лица обоих чисел.
Таким образом, в публицистическом стиле используются языковые средства, которые позволяют влиять на эмоциональное состояние аудитории, формировать у слушающих отношение к отдельным событиям и к миру в целом.
Сочинение 2
Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Функции публицистического стиля:
Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей
Задача речи:
• воздействовать на массовое сознание
• призывать к действию
• сообщать информацию
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Сочинение 3
Газетно-публицистический стиль (публицистический стиль, стиль массовой коммуникации) — это одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу политико-идеологических, экономических и культурных отношений в обществе. В публицистическом стиле реализуются две основные функции языка: информационная и воздействующая. На основании этих функций выделяются два подстиля: информационный и собственно публицистический.
Каждый подстиль обладает развитой системой жанров. Традиционно различают информационные (новость, репортаж, интервью, анонс и др.), аналитические (статья, рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.) жанры. Информационные жанры лежат в основе информационного подстиля, аналитические и художественно-публицистические — собственно публицистического. В постсоветской журналистике устоявшаяся система жанров трансформировалась. Исследователи говорят о смешении жанров, явлении гибридизации, разрушении жанровых границ, транспонировании жанровых форм, появлении новых жанров в СМИ (Г. Я. Солганик, В. И. Коньков, Н. И. Клушина и др.). Тем не менее, активное перераспределение жанровых форм происходит все же в границах данного стиля.
Публицистический стиль — один из самых «открытых» функциональных стилей современного русского литературного языка. «Незамкнутость» словаря публицистики определяется прежде всего экстралингвистическими факторами, главным из которых является разнообразие попадающих в фокус журналистского внимания тем, среди которых можно выделить базовые: политическую, экономическую, социальную, спортивную, шоу-бизнес. Каждая из них имеет свои строевые лексемы (терминологию), которые делают словарный состав публицистики максимально широким. Помимо разнообразной терминологической лексики (например, инвестиции, инфляция, кредиты, капитализация, акционеры, топ-менеджер и т.п.) словарный состав публицистики включает концептуальную лексику (например, модернизация, реформы, коррупция, социальное государство и т.п.), которая «отражает идеологию, политику газеты, ее социальные устремления»1. Концептуальной публицистической лексике принадлежит ведущая роль в формировании общественных стереотипов, или идеологем. Словарь публицистического стиля также включает прецедентные имена (Сколково) и высказывания (Россия — вперед!), которые и становятся прецедентными за счет их тиражирования в СМИ.
Неоднородна и синтаксическая структура публицистического стиля. Для информационного подстиля характерны стилистически нейтральные синтаксические конструкции (с прямым порядком слов, преобладанием объективной модальности, четко выраженной логико-грамматической связью), тяготеющие к синтаксической норме официальноделового стиля, поскольку в информационном подстиле доминирует факт, и все речевые средства призваны подчеркнуть фактологичность, объективность, нейтральность изложения. В публицистическом подстиле используется экспрессивный синтаксис (парцелляция, инверсия и другие риторико-синтаксические средства воздействующей речи), поскольку основная коммуникативная цель (интенция) адресанта публицистической речи, т.е. журналиста, — воздействие в заданном направлении на адресата, и все речевые средства подчинены этой интенции.
Общие закономерности публицистического стиля обусловлены такими конституирующими стиль категориями, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеоло- гема, социальная оценочность, стилистическая тональность, образ адресата. Эксплицитность, открытое проявление этих категорий свойственны текстам собственно публицистического подстиля. Для текстов информационного подстиля характерна имплицитность данных категорий, т.е. их скрытый характер.