Мы подготовили несколько сочинений на тему сознательность. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Сознательность – это черта характера, наделяющая человека способностью отдавать отчет своим поступкам, принимать решения, как поступить правильно в той или иной ситуации. Сознательность является внутренним цензором человеческих действий, она основана на самоконтроле и самоанализе. Человек, у которого высокая сознательность поступает в соответствии с высшими требованиями морали и нравственности. Сознательность регулирует и контролирует всю деятельность человека. В тексте М. Пришнера автор знакомит читателя с двумя мальчишками. Юрик знал, что его друг тоскует по родным и сказал ему, что его родители ждут его на пруду. Мальчик поверил ему, но когда он пришел туда, то увидел только заброшенную, забитую досками пристань. Юрик не проявил сознательность в этом случае, его желание посмеяться над другом взяло верх, Он посчитал, что это удачная первоапрельская шутка, тем самым причинив боль своему другу.
В рассказе М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы тоже сталкиваемся со случаем сознательности и ее отсутствием. Сначала профессор Преображенский делает эксперимент, не думая о последствиях. Им движет любопытство, жажда знаний. Но позже он понимает последствия созданного им Шарикова для общества и принимает решение все исправить. В этом поступке профессор Преображенский проявляет сознательность. Он губит свой труд, он жертвует своей научной карьерой. В его поступке присутствует желание избавить себя, окружающих и общество от опасности, которую представляет созданный им Шариков.
Таким образом, можно сделать вывод, что сознательность – это умение правильно оценить ситуацию и принять решение в соответствии с этой оценкой. Сознательность присуща истинной личности, способной услышать голос совести и принять решение, которое не причинит вреда окружающим.
Таким образом, можно заключить, что сознательный человек, всегда обдумывает свои действия и слова, понимая, что это важно для окружающих.
Сочинение 2
Сознательность – способность разбираться в том, что происходит вокруг тебя, осознавать свои действия и нести ответственность за свои поступки и поведение. Это положительное качество характера человека, присущее не только взрослым, но и детям. Докажу свою точку зрения примерами из литературы.
Говоря о сознательности, я сразу вспоминаю рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. В нем главный герой, оказавшись один в лесу, не растерялся, а смог оценить ситуацию, взять себя в руки.
Васютка вспомнил все, что говорили ему взрослые о тайге. Благодаря этим знаниям он остался жив, ведь “тайга хлипких не любит!” Мальчик проявил мужество, сознательность и решительность.
А вот несознательность проявил герой романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Онегин не задумывался о последствиях своих действий. Так, не отдавая себе отчета в происходящем, он разрушил несколько судеб.
Убил Ленского – человека, который считал его своим другом, лишил Ольгу жениха, не обратил внимания на чувства Татьяны, которая любила его всей душой, всем сердцем. Разрушив их судьбы, он постепенно сам стал жертвой своих же разрушений. А все из-за его несознательности.
Таким образом, сознательность – это умение правильно оценить ситуацию и действовать в соответствии с ней. На самом деле, сознательность – это качество истинной личности, которая способна проявить голос совести, обдумать и принять верное решение и помогать людям по зову сердца, не ломая их жизнь.
Сочинение 3
Понятие «сознательность» можно рассматривать с нескольких позиций. Сознательностью, во-первых, называется способность адекватно оценивать реальную действительность, обдуманно совершать все свои поступки. В данном случае речь идет об осознанном принятии решений, когда человек продумывает все последствия возможных путей. Человек осознает, какие поступки правильны и нравственны, а какие – нет. Во-вторых, сознательность – это способность и готовность нести ответственность за все совершенные поступки. Здесь понятие «сознательность» тесно связано с понятием «самоконтроль», когда человек не скидывает с себя ответственность на кого-то другого, а отвечает за поступки, какими бы они ни были.
Проблема сознательности поднимается в тексте М.М. Пришвина. Здесь говорится о поступке охотников, которые повалили березу и увидели, что вместе с ним упало и гнездо с птенцами. Охотники поняли, что из-за их действий родители птенцов могут не найти их, поэтому решили удостовериться в том, что птенцы будут в целостности и безопасности и будут найдены родителями. Когда гаечки-родители оказались на месте, охотники заметили, что они не могут найти своих птенцов. Через некоторое время они поняли, что родители не замечают своих птенцов, потому что они находятся не на том «этаже», на котором привыкли заводить гнезда гаечки. Это подчеркивает сознательность охотников, их умение размышлять и самостоятельно приходить к истинам окружающего мира. Осознав такую особенность мира птиц, охотники положили гнездо с птенцами на ту высоту, где летали птицы-родители, и те действительно их нашли. Так, в тексте М. М. Пришвина проблема сознательности реализуется через взятие охотниками на себя ответственности за жизни птенцов, которые упали из гнезда в результате падения березы, которую сломали охотники, а также через осознание истины животного мира.
Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих литературных произведениях. В рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро» говорится о том, что мальчик Васютка заблудился в лесу. Однако это не стало причиной паники главного героя. Он осознает, что его жизнь и спасение полностью зависит от него самого, что именно он несет ответственность за конечный результат. Будучи совсем ребенком, Васютка уже обладает таким внутренним качеством, как сознательность. Он не рассчитывает на чужую помощь, понимая, что нахождение правильной дороги и выживание зависит только от него. Стоит отметить, что Васютка не подается панике, а ведет себя спокойно, задумываясь о каждом своем последующем шаге. Герой продумывает возможные результаты каждого своего поступка и руководствуется не внезапными порывами чувств, а сознанием и разумом. Будучи человеком, имеющим довольно много знаний о природе, Васютка смог сохранить себе жизнь и прийти к Енисею, где он и нашел подмогу. То, что Васютка пользовался всеми правилами леса, которые знал, помогло ему выжить и выбраться из леса.
Таким образом, сознательность – это внутреннее качество, основанное на способности адекватно оценивать обстоятельства и на готовности всегда нести ответственность за свои поступки.
Сочинение 4
Что такое осознанность? По моему мнению, это качество, а вернее способность человека обдуманно принимать каждое свое решение, продумывать последствия своих поступков. Личность, обладающая таким качеством, помогает людям не по принуждению, а по зову сердца.
Сознательность — это, во-первых, свойство, регулирующее цель и направление деятельности человека…Сознательность — это, во-вторых, свойство человека, регулирующее волю и боеспособность, которые проявляются в его деятельности по познанию и преобразованию самого себя и мира…Эти две стороны сознательности, позволяющей определить цель и направление человеческой деятельности и регулировать волю и боевую мощь, объединены неразрывно. Они регулируют и контролируют всю деятельность человека, направленную на познание и преобразование природы и общества.
Осознанность человека проявляется не обязательно во взрослом возрасте. Порой у детей проскакивает осознанность в своих действиях и словах даже в еще очень маленьком возрасте. Мы можем сравнивать поступки взрослых и детей и видеть, что осознанность у взрослых порой «хромает» и не поддается «лечению». В качестве аргументов приведу две разных ситуации об осознанности взрослого и осознанности ребенка. Как большие поступки неосознанных детей могут глубоко ранить друзей, и как понимание опасности и долг в защите заставит отказаться от многолетней карьерной работы.
Обратимся к тесту М. Пришнера, в котором автор рассказывает о случае двоих мальчишек. Юрик, знал, что его другу тяжело жить отдельно от своих родителей, пошутил над ним, сказав, что мама и его отец ждут того на пруду. Друг, придя на пруд, увидел только забитую досками пристань. Юрик посчитал свой поступок первоапрельской шуткой, а его другу стало скверно на душе. Возможно, Юрик знал о том, что можно и нельзя делать, но в этой ситуации он не проявил своей осознанности, сделав больно своему другу.
Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце». Научное достижение профессора Преображенского подтверждает то, что порой сами ученые могут стать жертвами своих же экспериментов. Понимал ли профессор, что создает беду для общества? Скорее нет. Понимал ли ученый, что подвергнет свою карьеру краху? Возможно, позору. В начале пути осознанности последствий не было в мыслях Преображенского. Было чувство эйфории, чувство жадности знаний, но ошибки не предполагались глобальными для населения. Когда пришло понимание, что Шариков угрожает ему и всем окружающим, герой принимает осознанное и взвешенное решение. Он губит карьеру, но исправляет ошибку, уничтожая свое открытие. Открытие имело цену всего пройденного пути Преображенского. Его труды были слишком ценным для него, но момент осознанности, отрезвил затуманенные мысли ученого.
Таким образом, можно заключить, что сознательный человек, всегда обдумывает свои действия и слова, понимая, что это важно для окружающих.