Образ автора в поэме «Василий Тёркин»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений-характеристик об авторе поэмы «Василий Тёркин». Используйте наш материал для школьных заданий на урок литературы (8-9 класс)

Образ 1

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом меняют представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой — сам автор. Мы даже не можем утверждать, что это всегда сам Твардовский. Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени” и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции. Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин — дальше. Автор — вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме — это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать, отец, родные сестры
У меня за той чертой —

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (а мы помним, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей.

В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью:

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором: автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ вообще — невозможно.

Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке. Автор верен не только деталям. Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, холод, так же радовался и горевал… А главное — “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ничего показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.

Образ 2

Особое место в поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» занимает образ автора. Он настолько тесно переплетен с образом главного героя, что иногда их трудно отличить друг от друга. Автор дает оценку своему герою, говоря, что они похожи между собой.

Именно с образом автора связаны все лирические отступление, в которых выражается отношение к войне. Хотя голос повествователя слышно в каждой главе поэмы, лицо автора ярко выражено в главах «О себе» и «От автора». В этих главах, которые имеют важное композиционное значение, отражены мысли автора касательно героя и его места на войне. Авторские отступления отличаются своей задушевностью и лиризмом. Здесь нет конкретных военных действий, наполненных динамикой, здесь присутствуют актуальные вопросы военного времени, на которые пытается ответить автор. Это позволяет рассмотреть войну с разных сторон, дать ей объективную оценку.

Автор обращается к шинели, к женщинам, к снаряду и другим предметам. Но главное – он обращается к Родине. В главе «О себе» звучит тема малой родины, которую так ценит автор. Мысли повествователя и Василия Теркина звучат воедино. Автор не случайно делает главного героя своим земляком. В главе описываются картины красот родного автору края. Он искренне восхищается природой и тем местом, в котором родился.

Личные чувства автора являются необходимым компонентом поэмы, ведь именно они выражают мысли простого русского народа. Хоть в словах повествователя много автобиографичных черт, образ автора, так же как и Василия Теркина, обобщен и собирателен. Это тоже человек-солдат, который олицетворяет мысли всего народа. В главе «О себе» автор приравнивает себя к остальным воинам и обращается к своей малой Родине:

Я приду, твой кровный сын, —
Вместе с нашею победой
Я иду, а не один.

Автор, являясь связующим элементом между читателем и героем, пытался показать правду войны. Писатель хотел продемонстрировать своим современникам и потомкам все то, что происходило на войне. Ведь А.Т. Твардовский, с первый дней отправившийся на войну, сам понимал и видел все происходящее. Но важнее для него было другое – вселить надежду русскому человеку, замотивировать его на действия, на подвиги, посвященные защите Родины.

Автор – не равнодушный повествователь, его образ нужен для того, чтобы выразить свое отношение к происходящему. Автор обращается к читателю, он ведет с ним душевный разговор, в котором нет главного и второстепенного. Это позволяет сделать поэму понятной для всех русских людей, особенно для воевавших за страну.

Автор в главе «О себе» отвечает читателям на их возможный упрек о том, что он оставил героя и не говорит о его подвигах. Автор отмечает, что тоже является человеком, причем таким же борющимся за свободу Родины. Здесь же автор говорит о том, что мнение Теркина совпадает с его мнением, и наоборот: то, что молвить нужно было герою, говорит о сам. Вновь приравниваются образы главного героя и автора, которые олицетворяют весь русский народ.

Образ 3

Наряду с главным героем в поэме важное место занимает и образ автора-повествователя. Это автобиографический образ, выступающий посредником между героем и читателем, Кроме специальной главы «0 себе» в поэме есть еще три главы «От автора». Эти главы выполняют композиционную функцию (членение поэмы на части, а также роль связки между главами). Авторские главы пронизаны особым лиризмом, задушевностью, насущностью тем, затронутых в поэме. Это обращения.автора к одушевленным и неодушевленным предметам: родине, шинели, снаряду, врагу, собственному сердцу, к женам, девушкам, к себе. Отметим также и тот факт, что автор является своеобразным двойником своего героя, подчас даже трудно отделить одного от другого. Сближаются их высказывания, судьбы, язык:

и скажу тебе, не скрою, —
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
3а меня гласит порой.

Начиная со второй части поэмы авторское повествование доминирует: рассказ ведется главным образом от лица автора-повествователя «Кто стрелял?», «О герое», «О любви», «Смерть и воин». Автор всюду сопровождает Теркина, комментируя его поступки, чувства и мысли. Эпический и лирический планы поэмы сливаются. Образ автора-повествователя необходим Твардовскому для того, чтобы наиболее полно и масштабно представить картины войны, показать героя не толбко в действии, но и осмыслить происходящее, подвести итоги. Поэтому образ воюющего народа к концу поэмы расширяется.

Начиная со второй части поэмы авторское повествование доминирует: рассказ ведется главным образом от лица автора-повествователя «Кто стрелял?», «О герое», «О любви», «Смерть и воин». Автор всюду сопровождает Теркина, комментируя его поступки, чувства и мысли. Эпический и лирический планы поэмы сливаются. Образ автора-повествователя необходим Твардовскому для того, чтобы наиболее полно и масштабно представить картины войны, показать героя не толбко в действии, но и осмыслить происходящее, подвести итоги. Поэтому образ воюющего народа к концу поэмы расширяется.

Образ Василия Теркина дополняется и образом автора-повествователя, и эпиаодическими персонажами, и «другом и братом» читателем. А завершающие строки поэмы звучат трагическим аккордом в память о миллионах Теркиных, так и не вернувшихся с войны, но с честью выполнивших свой ратный труд: Эту книгу про бойца Я и начал с середины И закончил без конца С мыслью, может, дерзновенной Посвятить любимый труд Павшим памяти священной, Всем друзьям поры военной, Всем сердцам, чей дорог суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector