Образ Гобсека в повести Бальзака

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ Гобсека из произведения французского писателя Оноре де Бальзака. Используйте наш материал для выполнения школьного задания по литературе.

Сочинение 1

Французский писатель-реалист Оноре де Бальзак считал, что в произведении должно быть больше живых подробностей, бытовых деталей, так как изображение обыденности придает образам и явлениям правдивости. Бальзак – автор эпичного цикла произведений «Человеческая комедия», куда входит и знаменитая повесть «Гобсек».

Главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при помощи денег можно управлять людьми. Он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. Таким образом герой накопил целое состояние. Однако Гобсек продолжал жить скромно, экономил каждую копейку. Ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. Гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. Однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. Герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. Несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.

Образ Гобсека не однозначный. В нем словно уживаются скряга и философ. Он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые попадают к нему в зависимость. Гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. Он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. И все же, Гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. Старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. Но Гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.

Однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. Когда Дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. Зная себя, Гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. Человечность Гобсека проявляется и в его отношении к швее Фанни Мальво. Он восхищается благородностью бедной девушки.

Гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. Наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. Одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.

Зачем Гобсеку неограниченная власть над другими? Ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. Тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. Но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. Теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.

Оноре де Бальзак показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. Ведь Гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.

Сочинение 2

В образе Гобсека мы видим абсолютную власть денег над человеком. Изображая Гобсека, автор объединяет две литературные традиции — романтическую и реалистическую. В романтической внешности героя преобладают цвета золота, серебра, бронзы, то есть драгоценных и благородных металлов. Поступки персонажа сравниваются с действиями беспристрастного человека-автомата. Его возраст невозможно определить сразу. Гобсек, как антиквар из «Шагреневой кожи», жил долго, благодаря сбережениям жизненной энергии, сокращая в себе все чувства. Таким же мрачным был и его дом. Даже став одним из богатейших людей Парижа, он не поменял дом на графский особняк, только снимал его комнаты, чтобы жить в одиночестве.

Автор изображает Гобсека как ростовщика-профессионала. Его способности показаны в сценах покупке бриллиантов у графини Ресто и перепродажи графу. Он обманывает графиню, выдав ей деньги наличными лишь частично, а остальное, заплатив векселями Максима де Трая. Зная, что и эти деньги пойдут на карточные игры, Гобсек переиграл юношу, ведь свои векселя тот никогда не сможет оплатить. То есть батюшка, Гобсек вызывает у нас восхищение своей сообразительностью. Иная ситуация с графом де Ресто, который выкладывает деньги за собственные бриллианты. Гобсек, очевидно, сочувствовал графу, так, хотя и обнаружил «такую ловкость, что превзошел бы участников любого дипломатичного конгресса», все же вернул бриллианты, которые стоили сто тысяч франков, только за восемьдесят тысяч. Конечно, ростовщик в проигрыше не остался, ведь графиня отдала пятьдесят тысяч, и он заработав в течение часа тридцать тысяч франков. Такие законы бизнеса. Как человек деловой, Гобсек советует графу перевести недвижимость на другого человека с правом возврата старшему сыну. Де Ресто вскоре воспользовался этим советом, выбрав доверенным лицом самого Гобсека как честного человека. Деловая инициатива и способности Гобсека оказываются и в том, как он распоряжается недвижимостью графа: сдавая внаем особняк, летом жил в имении и строил фермы, чинил мельницы, пути, насаждал деревья. Его деятельность несла практические результаты для общества – он выступал в роли благодетеля.

Но главное в Гобсеку – не его профессионализм и честность, а его склонность к философии. Собственно, этим он и интересен.

Прошлое Гобсека тоже имеет романтический ореол: он объездил весь мир как юнга, корсар или торговец бриллиантами и людьми, а также владел государственными тайнами. Не зря именно его, старого ростовщика, пригласили работать в комиссии по ликвидации имущества бывших колониальных имений: он хорошо знал государственные дела колоний. Жизнь его была полна жестоких испытаний, и он духовно закалился. Это обязательная черта романтического героя. Гобсек пришел к выводу, что «мораль и убеждения — пустые слова. Непоколебимое только одно чувство, которым наделила всех природа: «особый интерес» или «инстинкт самосохранения». Из всех земных благ, — считает этот философ любитель, — есть только одно, достаточно надежное, которое человек желал его. Это … золото. В золоте воплощены все человеческие силы». Поскольку богачи противостоят беднякам, Гобсек предпочитает «самому притеснять, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие».

Когда Гобсек у Бальзака абсолютизирует власть золота в обществе, он выступает как романтический герой. Не только его внешность, поведение, дом свидетельствуют об этом, но и цель его философских размышлений. Когда человек относится к деньгам только как к денежным знакам, за которые можно, что-нибудь приобрести, — этого человека можно назвать реалистом. Когда человек любит власть, которую дают деньги, как это произошло с Гобсеком, то этот человек переживает, как это ни парадоксально звучит, романтическим мировосприятием. Для него идея становится важнее реальной жизни. Так произошло с антикваром из повести «Шагреневая кожа» и Гобсеком, которые воспринимают деньги как символ владения миром. Ростовщику кажется, что он имеет власть над людьми, не утруждая себя, а мир не имеет над ним ни малейшей власти.

Но финал повести доказывает обратное. Гобсек теряет чувство реальности, находясь в мире собственных иллюзий. Он не продает продукты, которые несут ему из колоний как взятку не потому, что он скряга. Продукты портятся, и страшное зрелище поражает Дервиля в пустых комнатах дома, где умирает Гобсек. Конечно, практически ростовщик не мог этого не понимать. Дело в том, что перед смертью он перестал быть ростовщиком-реалистом, остается, сражаясь философом-романтиком. Его решение передать все свое наследство неизвестной ему внучке сестры, парижской куртизанки — тоже решение романтика, для которого родственные связи, какими бы они небыли далеки, важнее многолетней дружбы с Дервилем.

Было бы справедливо оставить наследство единому близкому человеку — честному и порядочному адвокату, который много лет подкармливал старика и оказывал ему юридические консультации. Адвокату Гобсека оставляет кучи испорченных продуктов, а его милой жене — сервиз работы выдающегося мастера. С другой стороны, если Дервиль стал наследником Гобсека, разве мог бы он так объективно рассказать читателям эту историю? Гобсек и Дервиль во многом — антиподы. Например, если Гобсек — философ-романтик, то Дервиль во всем — реалист. Скажем, адвокат отказался от предложения виконтессы способствовать карьере, потому что не имел особого таланта к юриспруденции.

Именно реалистичный взгляд на жизнь привел бракосочетания Дервиля с трудолюбивой парижской работницей, которая получила большое приданое от дядюшки, что позволило молодому адвокату вернуть Гобсеку долг за контору. Для реалиста деньги — это только деньги, в данном случае — средство вернуть долг и стать владельцем имущества. То есть дело не в самих деньгах или их мифической власти. Дело в идеалистическом или прагматическом отношении к ним. Любой фанатизм, абсолютизация идеи — это черты романтического мировоззрения. Гобсек-философ романтизирует действительность только тогда, когда речь идет о «пункте» в этом и заключается фанатика власти денег. Когда он размышляет о других вещах, то выражает столь мудрые рассуждения, что нельзя с ним не согласиться.

В романах Бальзака деньги — не виноваты, потому что они — это только условность, придуманная людьми. Все дело в том — в чьих руках деньги, и с какой целью они используются.

Сочинение 3

Родился французский писатель в Париже 20 мая 1799 года. Согласно биографическим данным, его отец был крестьянином, а мать родом из буржуа. Аристократическую приставку «де» Оноре начал использовать в год выхода своей повести «Гобсек», сокращенно ознакомиться с которой вы сможете в этой статье.

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений. Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя.

Центральный образ произведения — процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак вводит в рассказ, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека — своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотичные страны. Его развитое сознание, не свойственное ему с детства, объясняется тем, как много он видел в течение своей жизни. Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войне за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и снова добывал богатство.

Возможно, потому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности безпутства». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава ее была выдана несколько раньше, в феврале 1930 года, под названием «Процентщик». Изменялись названия, но характер бальзаковского персонажа остался неизменным.

«Папаша Гобсек насквозь проникнут одним принципом, который руководит всеми его поступками. По этому принципу, деньги — это товар, что его можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Капиталист, на его взгляд, — это человек, который принимает участие в прибыльных делах и спекуляциях, требуя большие проценты за свои деньги. И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, что ими он обосновывает свое ростовщическое поведение, я глубоко убежден, что вне этих дел он самый деликатный и самый честный человек во всем Париже».

Мировосприятие Гобсека формировалось под воздействием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно превосходит аристократию.

Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые континенты. Он понял и основы современного ему общественного строя, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богачами. Но двадцатилетние скитания по миру сделали его безразличным ко всему, кроме золота. Он разочаровался в моральных ценностях. Поэтому Габсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» лишь одно достаточно надежно — золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения. Из скептицизма вырос социально-политический нигилизм, потому что Гобсек осуждает всех тех, кто печется за своими близкими. Он видит смысл лишь в борьбе бедняков и богачей, уверенный, что эта борьба бесконечна, и потому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Язык Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способен даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.

Грустный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасного амбара и страшной смерти Гобсека. Его страсть к деньгам, его скупость, стремления к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже хорошее упоминание о себе он не оставил. Все человеческое в его натуре вытеснила жажда к обогащению. Ведь в течение целой жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы. «Гобсек был ненасытным удавом этого большого предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее.

Гобсек принимал все, начиная от корзины с провизией от какого-либо бедняка и кончая пачками свеч от людей скупых, брал посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов. Никто не знал, куда делись все эти подарки. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили».

Только после смерти процентщика это станет понятным. Не понятно лишь то, чем руководствовался человек, накапливая такое богатство.

Поистине такую жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой рассказал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Следовательно, повесть «Гобсек» хотя и является отдельным законченным произведением, однако связанная с другими повестями и романами писателя, которые вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связанна тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».

По-видимому, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизнью целого общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector