Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкина

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — образ маленького человека в поэме «Медный Всадник» Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы.

Сочинение 1

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».

«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Большое значение имеет погоня Медного Всадника за «бунтарем». Если прежде «кумир» относился к подвластной ему серой массе людей, их бедам и страданиям с холодным безразличием, то теперь он столкнулся с открытым неповиновением.

Бедный Евгений обречен: безумная ночная погоня заканчивается его смертью. Однако сам факт восстания представляет собой духовную победу «маленького героя» над грозным «властелином судьбы».

Сочинение 2

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал в 1833 году. В ней великий русский поэт рассказывает о построении Петербурга, рассказывает о Петре I, под чьим руководством воздвигался город. Однако, основной темой произведения является образ «маленького человека», жизнь обычного жителя большого города.

В первой части поэмы автор описывает величие творения Петра, его улицы, мосты и течение Невы. Затем автор переходит к знакомству с нашим героем — Евгением. Пушкин не дает ему даже фамилии — «Прозванья нам его не нужно», подчеркивая этим то, что на его месте может быть любой из жителей тогдашнего Петербурга.

Ведь главный герой и правда самый обычный человек: «Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит». Особых успехов Евгений не добился ни в карьере ни в жизни, снимает комнату и мечтает о своем тихом счастье. Герой поэмы влюблен в девушку Парашу и перед сном представляет себе счастливую жизнь с избранницей и детишками. Однако счастью нашего героя не суждено исполниться — Нева разливается и затапливает город, унеся жизнь любимой. Часть построек уничтожена, жители в панике, а царь направляет своих генералов ликвидировать последствия. Евгений сидит на каменной статуе льва, вокруг вода, но все мысли этого маленького человека поглощены Парашей. Герой не может думать о себе, лишь о ее благополучии. Когда Евгений узнает о том, что ее дом разрушен, он сходит с ума.

Несчастный забывает о своей службе и нехитрых пожитках, становится бродягой. В один из дней Евгений находит виноватого — царя Петра, который построил город на берегу. Он грозит его памятнику — Медному Всаднику — «Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..». Однако, ослабевший разум играет с ним злую шутку и нашему герою кажется, что, не стерпев такого оскорбления, медный самодержец сходит со своего постамента и начинает его преследовать. Бесславно заканчивается повествование — тело Евгения находят в заброшенной лачуге на острове.

Во всем произведении сквозит противопоставление Евгения и Петра I, обычного, «маленького человека», и государственной власти. Автор показывает, что простой народу может сопереживать, любить, думать а других. В то время, как государь ведет уверенной рукою вперед всю страну, и ему нет ни дела, ни времени, до судеб простых людей. И тихий протест Евгения, высказанный медному памятнику, был протестом против такой политики правящей верхушки. Участь же, постигшая героя, наглядно показывает, что за попытку поднять бунт любой будет наказан. В данном случае — безумием.

Сочинение 3

Стихотворное произведение «Медный всадник» было создано А.С.Пушкиным в 1833 году, в первый раз литературная работа была издано после гибели автора. Произведение не сразу было принято в печать: главной ее темой оказывается проблема между правящей верхушкой страны и обыкновенным народом. В самом начале произведения перед читателем возникнет фигура Петра I. Император-реорганизатор принимает важнейшее для государства решение – постройку большого города на реке Невы. Этот мегаполис обязан закрепить мощность нашей страны, как в военной области, так и в морской, быть экономическим и политическим стержнем отечества.

Но в то же время, решившись на возведение мегаполиса на побережьях не мирной реки, царь следует только национальными интересами, жизнь обыкновенного народа, строящего населенный пункт, того, кто будет жить в Петербурге, не беспокоит правителя: социальные задачи и цели людей оказываются незначительными в представлении царя. Предмет обсуждения «маленького человека» нередко подымается в литературных трудах Пушкина, литератор жалеет обыкновенный народ, находящийся под управлением официальной власти, которой неважна жизнь ее людей. В произведении «Медный всадник» фигурой «маленького человека» показан Евгений, простое должностное лицо из столичного города.

Евгений проживает в Коломне, где-то работает. Писатель не предоставляет никакой информации о персонаже, которая выделила бы его в кругу остальных людей Петербурга. Из всего этого следует, что фигура основного действующего лица оказывается обобщённой, вместо Евгения способна быть любая другая личность. Основной фантазией бедного представителя власти оказывается тихая и счастливая семейная жизнь, которую он мечтает найти с пассией Парашей. Молодая особа проживает на другом краю Невы, она оказывается главной целью в жизни персонажа.

В Городе на Неве происходит ужасное затопление, которое доставляет большое количество несчастий и напастей обитателям мегаполиса. В итоге затопления умирает Параша. Основной действующий персонаж не способен жить без любимой, он становится сумасшедшим. Евгений не зная зачем ходит по улочкам Петербурга. В один прекрасный день, проходя возле Медного всадника, персонаж узнает в нем того, кто виноват в его несчастьях. Он пугает монумент Петра I, затем Евгению чудится, что император восстал из мертвых и гонится за ним. В скором времени Евгений был найден мертвым.

В стихотворном произведении фигуре «маленького человека» противопоставлена официальная власть, которую в литературной работе олицетворяет, прежде всего, сам Петр I, а после него монумент — Медный всадник. Литератор демонстрирует, что от деятельности господствующей элиты государства зависит жизнь людей страны. Своей литературной работой Пушкин протестует против правящей верхушки, которая не уважает собственный людей, которой неважна жизнь обыкновенных граждан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector