Образ Петербурга в повести «Шинель»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ Петербурга в повести «Шинель». Используйте наш материал для выполнения задания по литературе.

Сочинение 1

Город Петербург можно встретить во многих произведениях Н.В. Гоголя, а в ряде повестей, названных петербургскими, он играет значительную роль. К ним относится и повесть «Шинель».

С самого начала «Шинели» становится понятно, что мрачный и холодный город – враг главного героя. Акакий Акакиевич беден, работает переписчиком в одном из многочисленных городских департаментов. Автор не упоминает, в каком именно, акцентируя внимание на том, что таких мест в Петербурге много. Также писатель не дает имен коллегам Башмачкина, а высокопоставленного чиновника называет «значительное лицо». Все остальные действующие лица словно сливаются с образом города, как типичные проявления Петербурга. Это помогает проследить явный конфликт между маленьким человеком и огромным равнодушным городом.

Петербург в «Шинели» – это грязные улицы, пропахшие «спиртуозным запахом» черные лестницы, помои, выбрасываемые прямо на дорогу, крошечные квартирки, в которых не живут, а только существуют.

В описании Петербурга автор использует палитру темных и унылых цветов. Здесь властвуют оттенки серого, черного и желтого, присутствует холодный белый цвет. Город, несмотря на огромное количество жителей, кажется безжизненным и пустым.

Не забывает автор и о холодном петербургском климате. От мороза страдают и занимающие высокие должности чиновники, и простые переписчики. Тема мороза – один из основных двигателей повествования. Из-за него возникает необходимость покупки новой шинели, которую затем крадут у Акакия Акакиевича. И из-за мороза усугубляется болезнь Башмачкина, приведшая к его смерти.

Образ Петербурга в повести кажется исключительно негативным. Мрачный, безжизненный и холодный город отрицательно влияет на своих жителей, приносит страдания и доводит до смерти. Через всю повесть проходит тема одиночества человека в большом городе. Петербург, изначально окружив главного героя пустыней человеческого равнодушия, в конце концов убивает его. Акакий Акакиевич становится одним из бесплотных призраков города, сливается с ним в одно целое.

В то же время Петербург выступает и как вершитель справедливости. «Значительное лицо», виновное в смерти Башмачкина, наказано. Город награждает его порывами ледяного ветра и бросает в лицо снег, не позволяя забыть о проступке.

Сочинение 2

В образе славного города Петербург автор постарался показать все стороны, которые с его точки зрения, раскрывали его суть. Также, стоит сказать, что на его фоне происходят основные события в данной истории. Ведь, центральные персонажи, вокруг которых разворачиваются действия, проживают в Петербурге, и на фоне изменений его структуры, становится понятным то, насколько значимыми они были с точки зрения сюжета. Гоголем этот город был описан невероятно подробно, и на удивление ярко и жизненно. Он, через прямые описания, однако, с добавлением некоторой аллегории, позволил понять всю столичную жизнь, вместе с ее палитрой красок, которая содержала как печальные, так и радостные тона.

Улицы, по которым Башмачкин проходит, показаны весьма грязными и неопрятными, что говорит о том, что в данном городе никто особо не старается контролировать нормальную экологическую ситуацию. Также, можно отметить то, что дома, находящиеся в этом городе имеют одинаковую бледноватую желтую или серую окраску, что позволяет понять тот факт, что автор видит данное место весьма унылым, однообразным и совершенно неинтересным. Даже в описании внешности Башмачкина, писатель видел причастность данного города, так как его неблагоприятная атмосфера влияла на героя не лучшим образом, и цвет его кожи оставался желтоватым и нелицеприятным. Именно из-за Петербургского климата, герой не смог улучшить свое состояние, и, напротив, только ухудшил свое здоровье.

Показал Гоголь и суровую городскую зиму, которая являлась коварным врагом для всех жителей этого места. Ведь, данное время протекает обычно весьма суровым и непростым образом, что показывает его пагубное влияние на простых людей, которые не могли существовать нормально в столь непростой период времени. Также, можно сказать и о том, что в сюжетных линиях происходят кардинальные изменения именно тогда, когда на улицах свирепствуют морозы. Так, шинель героя была украдена именно в этот период времени, что говорит об особенном отношении автора к этому времени года. Автор сделал образ данного места собирательным, так как хотел показать на его примере основные черты и особенности других крупных городов. Произведение получилось очень ярким, запоминающимся и поучительным, ведь оно содержит в себе смысл того, что не всегда крупные города являются показателем качественного уровня жизни.

Сочинение 3

Образ Петербурга в повести «Шинель» занимает важное место. Он является не только фоном происходящего, но и одним из персонажей, влияющим на исход событий.

Описание

Н.В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе. Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич. Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.
Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат». Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Сочинение 4

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector