Образ Петербурга в творчестве Пушкина — сочинение

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — образ Петербурга в творчестве Пушкина. Берите примеры из статьи для написания своего рассуждения на урок литературы.

Сочинение 1

Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых русских классиков, раскрывших в своих произведениях образ Санкт-Петербурга – культурной столицы России. Именно в этом городе поэт провёл лучшие годы своей юности, и для него Петербург стал важным источником вдохновения.

Пожалуй, главное произведение А. С. Пушкина, в котором Санкт-Петербург является одним из главных героев – это «Медный всадник». Именно в этой поэме солнце русской поэзии пишет о том, сколь двулика и неоднозначна Северная столица: «город пышный, город бедный». Во вступлении автор восхваляет Петроград, восхищается его дворцами, каналами, многочисленными прекрасными строениями. Однако остальная часть поэмы, повествующая о наводнении и судьбе главного героя, звучит горько и печально. Здесь А. С. Пушкин вводит тип «маленького человека» – мелкого чиновника Евгения, у которого Петербург отобрал возлюбленную, смысл жизни, разум и даже жизнь. Так, с одной стороны, «Петра творенье» – город величественный и красивый, с другой – жестокий и лицемерный.

Столь же неблагосклонен Петербург к простому и искреннему человеку в повести «Станционный смотритель». Город поглощает Дуню – дочь главного героя, Самсона Вырина, а тот, пытаясь спасти её, сталкивается с обманчивым, подлым, грязным Петербургом. Укравший Дуню гусар Минский – красивый и хорошо одетый молодой человек, но внешность и личные качества героя совершенно противоположны: Минский показывает свою жестокость и бездушность, выгоняя Вырина на улицу. А. С. Пушкин показывает Петербург местом лжи и разврата.

Мистическим и даже враждебным предстаёт перед читателем Петербург в повести «Пиковая дама». Столица наполнена абсурдом, безумием; обитатели города также сходят с ума, идут на самые низкие и бесчеловечные поступки – как, например, Германн, желающий узнать тайну трёх карт.

Несколько по-другому показан город читателям в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе поэт превозносит Петербург, пишет о декабристах; Северная столица становится оплотом свободы мысли и высоких стремлений. Но затем Александр Сергеевич, как часть российской интеллигенции, рассказывает о жизни аристократов Петербурга. День столичного дворянина проходил совершенно праздно, ночь же – время бала и маскарада. В целом петербургский аристократ – человек, прежде всего, скучающий, живущий без цели и духовно разлагающийся – создания именно такого образа добивался поэт.

Таким образом, именно А. С. Пушкин создал противоречивый литературный облик Северной столицы, на который впоследствии опирались многие русские классики: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и другие.

Сочинение 2

Образ Петербурга неразрывно связан с творчеством великих русских писателей. Город нередко становился центром повествования в произведениях Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и прочих несменных классиков отечественной литературы.

Однако у истоков художественного воплощения Петербурга стоял Александр Сергеевич Пушкин, жизнь которого была тесно с ним переплетена. Молодые годы Пушкин провел в Петербурге, и для него столица стала оплотом вдохновения и красоты. Впервые он упомянул Петербург в 1817 году в оде «Вольность», где выступил с жесткой критикой власти, за что впоследствии был сослан из города. Пушкин посвятил Петербургу такие слова:

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…

О Петербурге Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. От произведения к произведению писатель наделял его деталями и характером. Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом, которое предоставляло огромные возможности, перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Хорошо прослеживается этот контраст в следующей миниатюре поэта:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Именно таким предстает Петербург в поэме Пушкина «Медный Всадник». Здесь город – торжественная, богатая европейская столица, враждебная для «маленького человека».

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин воспевает «Петра творенье», превозносит его за «строгий, стройный вид, Невы державное теченье». Поэт с любовью и гордостью пишет о городе. По словам Белинского, Петербург – не просто место действия поэмы, но ее ключевой герой: «…Настоящий герой ее [поэмы] — Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде…»

Большое внимание Петербургу уделено Александром Сергеевичем Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Здесь Петербург становится местом действия событий, которые начинают и заканчивают роман. Через отношение к Петербургу героев произведения прослеживается и любовь Пушкина к этому городу. Для Евгения Онегина Петербург был местом балов и маскарадов, театров, ресторанов, модных вечеринок, жизнь его протекала «в вихре света», а сам герой восхищался красотой города.

Но ключевой особенностью Петербурга в произведении была атмосфера перемен, ожиданий, надежд и «вольности святой». В первой половине романа Петербург – это город декабристов, а значит, красоты и свободы. В конце романа Петербург представлен читателю глазами Татьяны:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые тупцы…

Светское общество Пушкин описывал с долей озлобленности, говоря о том, что в нем можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть». Петербург в произведениях Александра Сергеевича Пушкина разнообразен и неоднозначен.

С точки зрения истории – это символ России, пышная столица, о которой Пушкин отзывается с большой любовью, но для обывателя этот город враждебен и даже мистичен. Петербург в произведениях Пушкина – целый мир, а образ, который создал вокруг него поэт, нашел свое отражение во многих последующих за его творчеством работах, где предпринимались попытки художественного осмысления города.

Сочинение 3

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир. К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека. Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты. Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза. Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.

Для писателя Питер оказался «городом надежд» и «городом разочарований». Богаты и властные граждане, имеют высокий статус, отличные квартиры, прекрасные шинели. Этот образ показывает золотую сторону города. А маленькие людишки, которые просто хотят спокойной жизни, без всякой погони за счастьем попадают всегда в грязные и лживые руки, болота этого города засасывают их жизни. Как и описал Пушкин в произведении: «Шинель». Поэт провел почти треть своей жизни в этом безразличным, падающие надежды, властном городе. Дорогая жизнь протекает в нем без следа, что потом можно жалеть об упущенном моменте в жизни людей, которые словно оказались в ловушки полного величия.

Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.

Его произведения сами за себя уже говорят о Петербурге, о его власти, господства, обширности и продвижения в перед. Город так и манил писателя даже после разочарования в нем. Он показывает настоящую проблему и восхищения о Петра творенье в своем творчестве. На примере двух произведений: «Медный всадник» в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector