Образ Виктора Зилова в пьесе «Утиная охота»

Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».

Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. У Вампилова они довольно распространенные, в них, как, к примеру, в случае с Ириной, делается качественный акцент: в героине главная черта – искренность. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке. Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло. К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.

Герою предстоит праздновать новоселье, куда он приглашает друзей и сослуживцев. Двусмысленность, лицемерие претят Виктору, но ради начальника он вынужден пригласить любовницу Веру домой. Постоянно обманывающий себя и свою жену герой тянется к романтичной девушке Ире. Что-то привлекает и её в Зилове. Галина по-прежнему хорошо относится к мужу, но жить с ним не может, ощущая себя чужой.

Друзья вручают герою предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ, несколько деревянных птиц. Однако мы узнаём, что Зилов до сих пор ни разу не попал в живую утку. Позже из его разговора с приятелем- официантом выяснится, что Виктор «не стрелок»: «Если не можешь стрелять, предчувствия не помогут. Как мазал, так и будешь». В последний момент, когда Зилов решится на самоубийство и напишет прощальную записку, ему будет казаться, что теперь он не промажет. Герой констатирует снова и снова, что дождь не прекращается (он даже звонит в метеобюро и жалуется на неверный прогноз). Все обстоятельства оборачиваются против него. Так, ощущение своей ненужности, никчёмности жизни сближают героя 1970-х гг. Зилова с «лишними людьми» ХІХ-го века.

Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей.

Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился…» Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 2.5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector