Образ Юрия Живаго — характеристика главного героя романа Пастернака

Мы подготовили для Вас несколько характеристик и небольших сочинений про образ Юрия Живаго. Используйте этот материал для урока литературы.

Вариант 1

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главным героем которого является Юрий Андреевич Живаго, отражает судьбу русского интеллигента в вихрях русских революций и войн первой половины 20 века. Человек, его нравственные страдания, творческие стремления и поиски, его самая гуманная в мире профессия и столкновение с антигуманным миром жестоких и «тупоумных теорий», человек и шум времени, который сопровождает всю его жизнь – главная тема романа.

Роман заслужил Нобелевскую премию по литературе, однако на родине писателя не был напечатан, а от премии отказался под давлением. Что же позволило считать роман антисоветским? Вероятно, то, с какой правдивостью изображается жизнь обычного человека, не принимающего революции, не желающего принести себя ей в жертву, но одновременно слишком мягкого и неопределившегося для того, чтоб хоть сколько-нибудь походить на оппозиционную силу.

Характеристика персонажа

Юрий Живаго входит в повествование романа маленьким мальчиком. Он рано потерял родителей, воспитывался в хорошей семье, ставшей ему родной. Живаго творческий, подающий надежды, тонко чувствующий красоту, искусство и сам чувственный, тонкий. Юрий становится доктором, ощущает потребность не только в помощи людям, но и потребность как бы «творить красоту», в противовес смерти.

Живаго предвидит социальные катаклизмы, но одновременно верит в революцию, как в верный и надежный скальпель хирурга и сравнивает революцию с великолепной хирургической операцией, даже испытывает душевный подъем, осознавая, в какое время живет. Однако уже скоро он понимает, что насильственность революции пошла в разрез с его приветственными к ней настроениями – красные принудительно мобилизуют доктора, его допрашиваю как шпиона, он попадает в плен к партизанам и вот уже от идей большевизма он в отчаянии, ведь у него отнята и семья, и любимая женщина, и вот уже его уничтожение – только вопрос времени, и он его ждет.

В отрыве от семьи не работается и не пишется, и ни о чем не мечтается. В 1929 году Живаго умирает от сердечного приступа, едва выйдя из трамвайного вагона. Остается его лирика, утраченная тяга к прекрасному (а был ли вообще этот дореволюционный мир или только привиделся?), несбывшиеся надежды.

Образ в произведении

Юрий Живаго – собирательный образ русского интеллигента, на юность которого выпадает революция. Воспитанный на классической литературе и искусстве, ценящий прекрасное, он, как и все русские интеллигенты, — дилетант широкого профиля. Он талантливо пишет стихи и прозу, блестяще философствует, получает блестящее образование, развивается в своей профессии, становится великолепным диагностом, однако все это идет прахом, ведь революция и гражданская война молниеносно сделала вчерашних уважаемых в обществе граждан, цвет нации, презираемыми буржуями, отщепенцами.

Неприятие насилия, коим пронизан новый строй, не позволяет Юрию ловко встроиться в новую социальную реальность, более того, становится опасным его происхождение, его взгляды, наконец, его стихи – ко всему этому можно придраться, за всё можно наказать.

Психологически образ Живаго раскрывается, конечно, в той тетради, в которой в качестве послесловия собраны стихи, якобы написанные Юрием. Лирика показывает то, насколько он оторван от реальности и насколько равнодушен к «вершению истории». Перед читателем предстает тонкий лирик, живописующий снег, пламя свечи, бытовые мелочи, дачный уют, домашний свет и теплоту. Именно эти вещи Живаго воспевает сильнее, чем классовые, — своё место, свою семью, свою уют. И именно из-за этого роман правдив и настолько был неугоден критикам.

Инертный и неподвижный человек, где-то ведомый, где-то слишком уступчивый, не отстаивающий себя. Порой читателя может охватить чувство неприязни к нерешительности героя: давал себе «слово не любить Ларису» – и не держал, спешил к жене и детям – и не догонял, пытался все бросить – и не удавалось. Подобное безволие четко укладывается в христианские принципы – подставить вторую щеку, когда ударили по первой, да и в имени героя прослеживается символизм: Юрий (будто «юродивый») Андреевич («сын человеческий) Живаго (воплощение «духа Живаго»). Герой будто соприкасается с вечностью, не давая оценок, не судя, не противоборствуя.

Считается, что образ Юрий Живаго максимально близко соприкасается с образом самого Бориса Пастернака, а также отражает внутренние миры его современников – Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Творческая интеллигенция смотрела на революционные настроения с индивидуальным, обостренным пониманием, а значит глазами творческого человека можно увидеть правду и пережить её, читая роман.

Образом Живаго ставятся вопросы гуманности, роли человека в круговороте истории, где отдельная личность выглядит песчинкой, но самоценна.

Вариант 2

Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа “Свеча горела” на “Доктор Живаго”.

Имя Главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом “юродивый”. Отчество героя образовано от имени “Андрей”, имеющего значение “мужественный”. Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: “Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго”.
В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как “доктор всего живущего”.

Юрий Живаго является своеобразным Alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.

Пастернак раскрывает Образ Живаго. в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя. Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – Типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.

Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.

Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять. Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития. Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.

Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как “великолепную хирургию”, Юрий понимает вскоре, что “насильственностью ничего не возьмешь”. Ему претит “скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства”. Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет “кровавой колошматины и человекоубоины”.

В условиях, когда “все бытовое опрокинуто и разрушено”, остается только одна сила – “голая, до нитки обобранная душевность”. Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества. Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить: “О, как сладко существовать!

Как сладко жить на свете и любить жизнь!”. Эта Одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.

В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах. Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год “великого перелома”, знаменующего окончательную победу несвободы. Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.

Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории, Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.

Вариант 3

Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа «Свеча горела» на «Доктор Живаго».

Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».

Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи. Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.

Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.

Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.

Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять. Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития. Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.

Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства». Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины».

В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность». Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества. Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.

В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах. Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы. Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.

Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории, Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector