Описание дуба в романе «Война и мир» — анализ эпизода

Мы подготовили для Вас несколько вариантов описания дуба из романа — Война и мир. Используйте наши примеры для написания своего сочинения на урок литературе.

Вариант 1

При описании внутреннего состояния Андрея Болконского Л.Н. Толстой использует образ дуба.

Князь Болконский встречает дуб во время сложного для него жизненного периода. В это время Андрей разочаровывается во всем, что было важно и значимо — в Наполеоне, в войне, а также в себе и собственных идеалах. Болконский еще довольно молод, но за его плечами жизнь, которая была полна событий и эмоций, он лицезрел разные грани как мира, так и войны. Герой пребывает в ясном убеждении, что жизнь безвозвратно прошла и дальнейшее существование лишено смысла. В безжизненном дереве Болконский видит родственную душу и отражение своего внутреннего состояния. Этот мрачный дуб заставляет героя переосмыслить прожитые им события. Однако ни воспоминания, ни прелесть наступающей весны не способны пробудить в Болконском желание жить.

Само приведенное писателем описание дуба позволяет читателю понять, почему именно в этом старом безжизненном дереве Болконский обнаруживает единственного союзника, хотя природа вокруг расцветает и живет. «Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Из этого описания читатель может сделать вывод, что дуб подобно герою видел и пережил многое. Больная кора дерева, его нелепость, неуклюжесть и все его состояние показывают обреченность, бессилие и разочарование в жизни. Автор олицетворяет дерево. Дуб, как человек, обладает пальцами и руками, которые автор называет «неуклюже, несимметрично растопыренными» и «корявыми». Описываемый дуб растет на краю дороги, что показывает его отчужденность и одиночество. Автор называет его «презрительным уродом», который выглядит уныло и мрачно посреди «улыбающихся» берез.

Однако когда Андрей Болконский встречает дуб во второй раз, мы уже не видим болячек, ран, усталости и обреченности дуба. Болконский сначала не узнает дерево, вызвавшее у него столько мыслей и переживаний во время первой встречи – настолько свежим выглядит его зеленый шатер, а молодая поросль и сочные листья говорят о жажде жить полноценной насыщенной жизнью. Именно этот дуб, который на этот раз полон сил, пробуждает в Андрее самые светлые воспоминания и вселяет чувство радости и стремление к обновлению. Болконский решает, что его жизнь продолжается и ощущает себя готовым к новому жизненному этапу. Так дуб показывает возрождение главного центрального персонажа.

Описание противоположных состояний дерева позволяет читателю понять внутреннее состояние князя Андрея Болконского в разные периоды его жизни. Вместе с этим сам дуб является персонажем романа, благодаря которому Болконский приходит к переосмыслению собственной жизни и возрождению.

Вариант 2

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

Вариант 3

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

2 отрывок — 3 глава

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector