Мы подготовили для Вас несколько сочинений о смысле произведения «Отцы и дети». Используйте материал нашей статьи для подготовки своего сочинения на урок литературы.
Сочинение 1
Содержание:
Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.
Главная проблематика романа
В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.
Новое общество
Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.
Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.
Сочинение 2
В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт поколений «отцов» и «детей», вечный неразрешимый конфликт прошлого и приходящего ему на смену будущего. В романе этот конфликт выражен в столкновении двух мировоззренческих позиций: позиции абсолютного отрицания любых авторитетов, которую занимает Евгений Базаров, и позиции «принципа», которую занимает Павел Петрович Кирсанов.
Суть позиции П. П. Кирсанова сложно сформулировать в нескольких словах. Во-первых, Павел Петрович является представителем поколения «отцов», он дворянин, джентльмен «до мозга костей», военный, вышедший в отставку, с безупречными манерами и тонким вкусом. Павел Петрович из тех, кто предпочитает старое новому, он любит Англию и английский стиль жизни за то, что там умеют хранить традиции. Традиционность, постоянство – те качества, что обеспечивают иллюзию незыблемости существования, и это подтверждает его, Павла Петровича, право занимать то место в жизни, которое он имеет. Страх перед новизной объясняется боязнью потерять все, отчасти это страх аристократии перед плебеями, которые разрушили бы ее цивилизацию, основанную на законах иерархии. Но это только одно из всех возможных объяснений резкой неприязни Павла Петровича к молодому другу племянника.
«Нигилизм» Базарова есть не только откровенное неуважение Кирсанова, это еще позиция эстетической глухоты. В одном из споров Павел Петрович возмущается, неужели отрицание Базарова распространяется и на природу, и на поэзию, и «страшно вымолвить еще на что», – Базаров невозмутимо отвечает: на «все». Именно это спокойствие, незыблемая уверенность в собственной правоте и смущают Павла Петровича, подверженного сомнению и определенного рода нерешительности. Страх оказаться под властью таких новых людей, которые внесли бы в эстетически насыщенную жизнь, выстроенную по законам высокой нравственности и чести, строго иерархичную изначально, разрушительный, в данном случае, принцип равенства, заставляет Павла Петровича ввязываться в дискуссии в целях отстоять старый мир «отцов».
Однако Базаров не торопится разубеждать старого Кирсанова в неправильности его позиции, он не старается склонить кого-либо на свою сторону, он даже «неохотно» отвечает на нападки Павла Петровича. Все это еще больше раззадоривает Кирсанова, который чувствует безотчетный страх перед этой, еще неведомой ему убежденностью. Базаров действует по праву силы, которая, по его мнению, решает все. В отрицании Базарова нет революционности как таковой, здесь отрицается лишь вера, принципиальная возможность верования во что бы то ни было. Его равенство – не братство, но возможность каждому принимать решения исходя из собственного опыта, руководствуясь лишь собственными желаниями и потребностями. Возможно, подсознательно герой требует большей свободы выбора в строго детерминированном мире. Но нигилизм в данном случае не какая-то политическая программа, не план действий по изменению мира. Базаров настолько идеалист и романтик, насколько он идеализм и романтизм презирает.
В действиях героя нет ничего, что касалось бы конкретно Павла Петровича, и его кажущееся пренебрежение есть всего лишь невнимание к абсолютно ненужному «предмету», каким является Кирсанов для Базарова. Лягушки интересуют Евгения много больше, так как от них больше пользы. Именно степенью полезности предлагает нигилист оценивать и мотивировать все действия. Это уже после духовного слома, после трагедии свой несчастной любви Базаров признается, что человек действует в силу «ощущения». Но в споре с Павлом Петровичем он предлагает уделять внимание лишь фактам, материальной стороне жизни, отвергая глупый «романтизм».
Стремление Базарова к новой жизни оправдывается и его происхождением, и его характером. Бунтарь по натуре, он восстает против любого несовершенства мира; не прощая уродства настоящего и не примиряясь с ним, Базаров, однако, имеет весьма скромное представление о будущем.
Одно он знает наверняка: старый мир настолько безобразен, что невозможно построить ничего нового, не разрушив до основания старое. Знаменитое «сначала надо место расчистить» в данном случае не легкомысленное заявление. Базаров действительно не представляет, что будет дальше, он просто верит, что кому-то удастся создать мир мудрее и прекраснее, мир, в котором не будет места ни глупости, ни злобе, этим «болезням общества», мир, в котором различия будут просто не важны.
Нельзя с уверенностью сказать, отрекается ли Базаров в конце романа от своих убеждений, проигрывает ли новое поколение старому в умении жить. Павел Петрович так же проиграл жизни, как и Базаров. А в выигрыше остались отец и сын Кирсановы, сумевшие принять правила этого странного мира, органически совпавшие с ним в стремлении к любви. Обретя смысл жизни в семейном счастье, в тихом благополучном существовании, они не терзаются извечными вопросами, не решают глобальных проблем бытия. Жизнь «галки» не претит им своей кажущейся духовной ограниченностью. Возможно, именно такая жизнь намного богаче жизни по теории, так как она дает возможность нахождения гармоничного варианта сосуществования с миром.
Итак, роман задает, по крайней мере, два ракурса рассмотрения проблемы конфликта поколений. С одной стороны, можно рассматривать столкновение нигилизма и традиционализма, сущность противостояния которых раскрывается в спорах Базарова с Павлом Петровичем. С другой стороны, и это углубляет проблематику романа, можно говорить о том, что в каждом поколении находятся те, кто восстает против существующего порядка жизни, кто нарушает установленные свыше правила и неизменно проигрывает. Бунт против жизни, таким образом, характерен для всех поколений, и заканчивается этот бунт неизменной победой жизни. Однако в каждом поколении найдутся те, кто предложит единственно правильный вариант гармоничного существования, кто подчинится своей природе, отдастся чувству и в этом кажущемся поражении победит, окажется сильнее. Отцы и дети – так ли много в них различного, так ли велика пропасть между поколениями, настолько ли четко прочерчена граница между старым и новым? Когда читаешь роман Тургенева, эта разница кажется много меньше, несмотря на очевидные непреодолимые различия.
Сочинение 3
Иван Сергеевич Тургенев — непревзойдённый мастер слова, которому свойственны краткость, яркое отображение наболевших проблем общества, любовь к народу. «Отцы и дети» — роман, который пропитан идейной борьбой, психологическими драмами и своеобразием русского быта. В чем же смысл произведения? Что хотел сказать И.С. Тургенев своей книгой?
По одному заглавию читатель может определить, о чем будет роман. Но почему И.С. Тургенев выбрал именно «Отцы и дети»? Все просто. Семья — это общество в миниатюре. Все сложнейшие, противоречивые проблемы, назревающие в социуме, отражаются в ней как в зеркале.
Многосложность общечеловеческих отношений, борьба идейных течений, противостояние мнений различных поколений. Заглавие «Отцы и дети» метафорично. Автор не только показывает противостояние поколений, но и указывает на то, что устоявшие взгляды — это не всегда истина, которой надо придерживаться. На смену старым мнениям приходят новые, которые также имеют право на существование. Только как найти общие точки соприкосновения между разными поколениями? Как решить назревшие в обществе социальные проблемы? В своём произведении И.С. Тургенев попытался дать ответы на наболевшие вопросы.
Для всего творчества И.С. Тургенева характерна семейная тема. У самого автора были крайне натянутые, сложные отношения с матерью. Ивану Сергеевичу не хватало тепла домашнего очага, уютного и спокойного семейного гнезда. Именно по этому для автора эта тема была очень близка. Создание гармонии между старшими и младшими поколениями то, к чему стремился И.С. Тургенев.
Роман «Отцы и дети» именно то произведение, которые на первое место в жизни любого человека ставит семейные ценности, взаимоотношения между родственниками. Без этого не может развиваться нормально ни одно цивилизованное общество. С помощью семьи Кирсановых автор указывает на возникшие проблемы. Аркадий зависит от мнения Базарова. Однако это не мешает представителю передового, молодого поколения находиться в тесном контакте со своими родственниками. Яркие пейзажи, которые использует И.С. Тургенев, говорят о том, что Аркадий глубоко любит свою малую Родину. Даже столица ему не мила.
Но не только Аркадий старается поддерживать тёплые и дружеские отношения в своей семье. Кирсанов-отец готов прислушиваться к мнению младшего поколения. Противником всего старого, прошлого является нигилист Базаров. Он может себе позволить высмеять «старичков», грубо разговаривает со своими матерью и отцом. Однако даже ему не чужды семейные ценности и традиции. И.С. Тургенев делает акцент на том, что нельзя перечеркивать достижения прошлых поколений.
Новое, молодое поколение — максималисты. Они считают себя умнее, талантливее, перспективнее. Автор приветствует новое время. Ведь они способны совершать поступки, которые положительно скажутся на обществе в целом. Однако И.С. Тургенев является ярым сторонником того, что нельзя полностью отказываться от опыта прошлых лет. Нельзя закрывать глаза на достижения старого поколения. В чем же заключается проблематика произведения? Движения разночинцев. Появление нового феномена в обществе — нигилиста, который ставит под сомнение государственные устои.
Автор соединил в романе и рассказ о жизни Базарова, который хотел посягнуть на всю систему, и конфликт между различными идеологическими течениями, и критику нового движения.