Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — пейзажная лирика Тютчева. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его «певцом природы». Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.
Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли» и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев. Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.
Весна в лирике Тютчева
Большое количество произведений Тютчев посвятил весне — времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения — «Весенняя гроза» и «Весенние воды». Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.
Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека («Еще земли печален вид…»); победа нового над старым, жизни над смертью («Зима недаром злится»). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде «Как ни гнетет рука судьбины…».
Обожествление природы
Природу Тютчев называл «Великой Матерью», по сравнению с которой человек — всего лишь «злак земной», «беспомощное дитя», «греза природы». По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут «златотканный покров» внешнего мира. «Клокочащие страсти» этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека — одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.
Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека («Фонтан», «Обвеян вещею дремотой…»). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни («в ней есть душа, в ней есть свобода»).
Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеется», вечер озарен «кроткой улыбкой»). Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: «первый желтый лист» наступающей осени, «медовый запах» августа, «тонкий волос» паутины на сжатой полосе и т. д.
Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева — «Весенний гром». Оно изобилует разнообразными звуками: «грохочет», «птичий гам», «смеясь».
Заключение
Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну…». Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.
Сочинение 2
Ф. И. Тютчев известен тем, что всегда воспевал красочные пейзажи природы, романтику природных явлений. Поэт считал, что человек преимущественно негативно влияет на природу, используя ее в своих неблагородных целях. Люди словно слабые существа в душе и действуют, опираясь на свои первичные потребности и неосознанные желания. Человеческое поведение противоречиво и одновременно нестабильно.
Природу он представлял как целостное единство, действующее по определенным закономерностям. Природа – нечто величественное и спокойное. В своих произведениях, таких как, например, «Снежные горы» или в стихотворении «Летний вечер», Тютчев передает настроение тишины и спокойствия. Благодаря своей чувственности, Тютчев точно подбирал эпитеты и сравнения, передающие настроение природы. Он умел необычайно плавно переходить от утра к вечеру или от зимы к весне. Умение правильно сопоставлять слова рождает шедевр в виде прекрасных стихов. В пример можно привести «Снежные горы»:
… И между тем как полусонный Наш дольний мир, лишенный сил… Когда читаешь эти строки, представляется то, как нетронутая природа полностью отстраняется от всего человеческого.
Ей все равно на проблемы человека, она погружается во мглу. Оказавшись темной ночью в тихих лесных дебрях, можно прочувствовать то, насколько спокойна природа вокруг. Лишь где-то далеко, может быть, поет ночная птица. Природа вообще не может проявлять интерес к человеческим пристрастиям, она сама вечность.
Однако Тютчев не говорит о том, что единство природы и людей невозможно. Он был бы рад, если б людям удавалось понять и принять как саму природу, так и ее явления. Так, в произведении «Осенний вечер» говорится о необъяснимом волшебстве увядания окружающей природы, то же самое чувство посещает и лирического героя.
Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» пронзает необычайным чувством радости и новизны. Это настроение передают слова «смех», «проворный». Первая гроза – момент расцвета природы, буйство красок и позитивных эмоций. Автор наглядно показывает, как природа может радовать людей, даря им небывалые эмоции.
В стихотворении «Море и утес», наоборот, передана тяжелая эмоция. Помимо прекрасной стороны природы, есть другая – агрессивная. Здесь сила природы направлена на разрушение. Природа имеет мощную силу, недостижимую человеком, и она может свою силу использовать. Такой многообразной, противоречивой и неподвластной представлял природу Ф. И. Тютчев.