Почему «Герой нашего времени» психологический роман — сочинение

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему: «Почему герой нашего времени — психологический роман?» Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом. Главным героем этого произведения является Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил типичные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в сам душевный склад его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин — это человек выдающегося ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции, Недостаток своего поколения он видит в его неспособности «к великим жертвам для блага человечества».

Но благие стремления героя не развились. Пустоа и бездушность современного ему общества заглушили возможности героя, изуродовали его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени.

Будучи умным человеком, Печорин понимает, что никакая полезная деятельность в тех условиях, в которых ему приходится жить, невозможна. Это и обусловило его скептицизм и пессимизм. Лишившись добрых целей, он превратился в холодного, жестокого эгоиста. Страдания и радости других он воспринимает только тогда, когда они касаются его самого. Он приносит окружаюим беды и несчастья. Так, например, ради минутной прихоти Печорин вырвал Бэлу из привычной среды, Не задумываясь, он обидел Максима Максимыча. Ради пустого любопытства он нарушил привычный уклад жизни «честных контрабандистов». Он отнял покой Веры и оскорбил достоинство Мери.

Печорин, не зная, куда идти и девать свои силы, расточает их на мелкие и ничтожные дела. Положение и судьба героя трагичны, Беда его заключается в том, что его не удовлетворяют ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм, Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к «истории души» главного героя и всех остальных действующих лиц. То, что Пушкин наметил в «Евгении Онегине», Лермонтов развернул в систему сложно детализированной социально-психологической характеристики. Он впервые в русской литературе наделил действующих лиц способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведя рассказ от имени Максима Максимыча, «издателя» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом повествовательном эпизоде нам раскрывается новая сторона духовного облика героя романа. Лермонтов, вводя новых героев, как бы сравнивает их с Печориным и показывает их отношение к нему.

Рисуя Печорина на военной службе, Лермонтов противопоставил ему Максима Максимыча — простого штабс-капитана, тесно связанного с солдатской средой. Он добрый и честный человек, всю жизнь посвятивший служению Отечеству. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, близко к сердцу воспринимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не может понять мотивов его поведения.

То, что ценно и дорого для Максима Максимыча: верность, преданность в дружбе, взаимопомощь, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, испытать свой характер, а не защищать интересы государства. Поэтому они и не стали друзьями.

А вот Грушницкий олицетворяет модную тогда в обществе разочарованность в окружающем мире. Казалось бы, он так же страдает, как и Печорин. Но вскоре становится понятно, что он стремится лишь производить эффект: носит «по особенному роду франтовства толстую солдатскую шинель», «на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы», говорит «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («О эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки…»), человек глупый, так как не понимает истинного отношения княжны Мери, иронии Печорина, своей смешной внешности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявились в истории с заговором против Печорина и в поведении на дуэли.

Однако самоанализ, разъедающий Печорина, свойственен и Грушницкому. Это обусловило тяжелую борьбу с самим собой в последние минуты жизни, проявившуюся в смятении, подавленности, наконец, в прямом принании своей неправоты по отношению к Печорину. Он уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Если Грушницкий контрастен главному герою, то доктор Вернер во многом ему близок. Он единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого он не скрывает своей опустошенности. В нем он признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность, Вернер, как и Печорин, скептик и материалист. Оба они образованы, проницательны, знают жизнь и людей, с нескрываемой насмешкой иронизируют над «водяным обществом». За критический ум и склонность к самоанализу молодежь прозвала Вернера Мефистофелем — духом сомнения и отрицания.

Главная проблема Печорина заключается в том, что он не видит выхода из сложившейся ситуации.

«Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами романа-путешествия, исповедью, очерком. Но в своей ведущей тенденции это социально-психологический и философский роман. История души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек — целый мир, и разобраться в загадках и тайниках его души — необходимое условие для обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Сочинение 2

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» считается первым психологическим романом в русской литературе. Произведение называется психологическим, потому что в центре событий находится не просто человек, а личность, ее чувства, эмоции, душевные переживания. Это объясняется тем, что М. Ю. Лермонтов жил в ту эпоху, когда общество находилось в состоянии потрясений, вызванных провалом восстания на Сенатской площади и последующим периодом реакции. Лермонтов уверял, что люди, совершающие добрые деяния во благо общества, в конце концов замыкаются в себе и погружаются в самоанализ.

В предисловии автор описывает главного героя как личность, составленную из пороков современного ему общества. Печорин — это собирательный образ всего молодого поколения того времени. Лермонтову удается показать, какое влияние общество и положение в государстве оказывают на человека. Хронология в романе нарушена, но это не мешают читателю окунуться в духовный мир Григория Печорина.

Сам Печорин — умный человек с высокими жизненными стремлениями и идеалами, романтик по своей натуре. Он всегда правдиво оценивает окружающих, но отличие его заключается в том, что он критикует не только других, но и самого себя. Сам Печорин в своем дневнике писал, что он двуличный человек: одна его личность спокойно живет, а другая — критикует и оценивает поступки первой. Причина такой неоднозначности заключается во влиянии людей. Когда-то Григорий любил всех, но его отвергали, так он научился ненавидеть, он говорил правду, но ему не верили — он научился врать. Так главный герой и стал злопамятным, черствым и эгоистичным человеком.

Однако, назвать героя абсолютно черствым нельзя, он способен к глубоким чувствам. Об этом говорит его любовь к Вере. Долгие годы он хранил свою любовь к женщине и не отступил даже после того, как Вера вышла замуж. Печорин сам признавался, что это единственная женщина, которую он по-настоящему любил. Его эгоизм, самолюбие, черствость — это лишь маска, за которой скрывается горячее сердце. Кто в этом виноват? Общество. Именно духовная пустота аристократического общества заглушили возможность развития Печорина как личности.

Самой главной проблемой произведения является проблема эгоизма и самолюбия. Печорин теряет возможность оценивать самого себя так же, как оценивает всех окружающих, нравственные и духовные ценности, определение добра и зла. Григорий словно питается горестью и болью других персонажей, так герой начинает ухаживать за Мери лишь от скуки. Главный герой возвышает себя над другими, он чувствует свое превосходство, поэтому позволяет себе бесчинствовать.

Печорин — это образ лишнего человека. Главный герой не может найти свое место в обществе, потому что ищет смысл жизни лишь во внешних признаках, отчего и оказывается везде лишним. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов — первый писатель в русской литературе, который сумел так четко и развернуто раскрыть духовный мир человека со всеми его противоречиями и трудностями.

Сочинение 3

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.

Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.

Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей. Дневник Печорина очень важен нам для того, чтобы понять личность героя. Именно в своем дневнике Печорин словно «разоблачает» себя, становится понятно, чем обусловлена его злопамятность, желчность и скрытность.

«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», — так пишет главный герой. Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.

Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием. Безусловно, он человек воли, силы, но только он скорее отрицательный герой нежели положительный. Его деяния направлены не на создание, а на уничтожение. Пустота высшего света, социально-политическая жизнь того времени «создали» главного героя, заглушили его возможности.

Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места. Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто — напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector