Смысл названия «Преступление и наказание» — сочинение

Одна из типовых тем сочинений по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» — почему произведение так называется. Предлагаем 3 варианта сочинения.

Вариант 1

Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.

Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.

С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.

Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…

Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.

Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.

Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.

Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Вариант 2

В заглавие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вынесена тема произведения. Название выражает авторскую мысль о том, что преступник сам нравственно, внутренне нуждается в наказании. Два заглавных понятия являются ключевыми и организуют содержание произведения.

Слово «преступление» оказывается у Ф. М. Достоевского шире юридического термина, оно включает значение «перешагивание, переступание какой-то черты». Сам герой на протяжении всего романа не раз скажет, что суть его преступления состояла в том, чтобы перешагнуть через нравственный закон. Причём «переступил» в романе не только Раскольников. По его мнению, Соня «тоже переступила… смогла переступить», пожертвовав собой ради спасения семьи. Семён Мармеладов утверждает, что он место потерял, «ибо черта моя наступила». Спившись, он «перешагнул» через свою жену и детей. Дуне, готовой ради благополучия своей матери и брата выйти замуж по расчёту, Раскольников замечает: «Что ж, похвально; тебе же лучше… и дойдёшь до такой черты, что не перешагнёшь её — несчастна будешь, а перешагнёшь — может, ещё несчастнее будешь…» О матери Раскольникова автор написал: «…всегда была такая черта… за которую никакие обстоятельства не могли заставить её переступить».

Для Ф. М. Достоевского, глубоко верующего человека, есть ещё один аспект преступления, совершённого Раскольниковым, — религиозный. Герой разрушает собственную душу, совершая преступление, становится грешником.

Таким же широким понятием, как и преступление, является в романе наказание. Это не только юридическая кара, которая описана в эпилоге и стала для главного героя шагом к исцелению и возрождению. Это и жизненный урок, который получает Раскольников после убийства, пройдя через все душевные страдания, через «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения», через кошмарные сны и болезненное полубезумное состояние.

Важную смысловую нагрузку в названии несёт союз «и», указывающий на неразделимость, единство двух, казалось бы, взаимоисключающих понятий. Когда заканчивается преступление и начинается наказание? По Достоевскому, уже в момент убийства (Раскольников хотел убежать, испытывает отвращение к деньгам, трупу старухи) герой переживает вовсе не радость, облегчение или удовлетворение, хотя до официального, «законного» наказания ещё очень далеко.

Содержание романа распадается на две неравные смысловые части, что подчёркивается и композиционно: самому преступлению посвящена первая часть, а наказанию — оставшиеся пять и эпилог.

Читателю предстоит проследить за движениями души Раскольникова, прежде чем герой сможет прийти с повинной, а затем воскреснуть к новой жизни.

Вариант 3

По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.

Безысходность чувствуется уже с первых страниц и слов. Раскольников живёт бедно, его комната тесна и узка. В такой обстановке Родион чувствует себя ничтожным и одиноким. Вскоре он задумывает убийство процентщицы, испытывая ненависть к ней. Главный герой начинает считать, что преступление, которое совершит, будет благим делом, потому что старушонка, по его мнению, приносит лишь вред. Всё это сказывается на мировоззрении главного героя романа. Раскольников начинает считать себя великим человеком, Наполеоном, а сама эта идея становится настоящей страстью. Но, к сожалению, она вскоре лишь вводит Родиона в замешательство, мешает ему жить. Его мечты несопоставимы с реальностью, из-за этого внутренний мир бывшего студента начинает раскалываться на части. Когда же наступает момент убийства, вся теория Раскольникова начинает разрушаться, потому что из-за него умирает невиновный человек.

Наказанием для главного героя становится его совесть. Нравственные мучения — вот что ждало Родиона в дальнейшем. Он понимает, что сделал непростительную вещь, совершив убийство, но ничего не может исправить. То, во что верил Раскольников, рушится. «Зло во имя добра» становятся лишь пустыми словами, теряют всякий смысл. Настоящим наказанием для главного героя стала не каторга, а чувство вины. Разрушение идеалов также играет немалую роль в судьбе Родиона. Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину. Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.

Название романа «Преступление и наказание» было выбрано автором неслучайно. Первая часть произведения описывает преступление, вторая — наказание. Можно заметить, что большая часть принадлежит именно второй. Этим Ф.М. Достоевский хотел показать читателям, что каким бы не являлся проступок, наказание за него всё равно придёт. Спасение же наступит только тогда, когда он осознает всю тяжесть содеянного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector