«Тихий Дон» как роман-эпопея — сочинение

Одной из тем сочинений во время изучения на уроках литературы романа Михаила Шолохова «Тихий дон» является «Тихий Дон как роман эпопея». Ниже представлено 4 варианта текстов сочинений, которые помогут в подготовке своего эссе.

Вариант 1

Тихий Дон», написанный М.А. Шолоховым, в жанровом плане является романом-эпопеей. Это означает, что произведение имеет признаки как романа, так и эпопеи.

От романного повествования «Тихий Дон» имеет изображение судеб конкретных персонажей. М.А. Шолоховым особое внимание уделяется внутреннему миру Григория Мелехова, Натальи Коршуновой (Мелеховой), Аксиньи Астаховой, Степана Астахова, Петра Мелехова, Дарьи Мелеховой, Дуняшки Мелеховой, Митьки Коршунова, Мишки Кошевого и др.

Писатель, применяя принцип психологизма, демонстрирует развитие данных образов. Так, раскрывается неоднозначный образ Григория Мелехова, который не может выбрать ни любимую женщину, ни сторону, на которой стоит воевать.

Сквозным мотивом является мотив любви. М.А. Шолохов описывает любовные отношения между Григорием и Аксиньей, Григорием и Натальей, Аксиньей и Степаном, Аксиньей и Листницким, Петром и Дарьей, Дуняшкой и Мишкой Кошевым, Пантелеем Прокофьевичем и Ильиничной, Бунчуком и Анной.

Помимо этого, уделяется внимание семейным ценностям. В центре повествования лежат истории семейств Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых, Листницких.

Как эпопея «Тихий Дон» имеет следующие особенности. Произведение М.А. Шолохова описывает исторические события, которые становятся важными и переломными в судьбе целого народа. Причем автором описывается довольно большой промежуток времени: 1912-1922 гг. За это время успевают произойти Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Причем М.А. Шолохов описывает эти события с помощью контраста мирной жизни, с которой начинается все повествование.

Центральным персонажем в данном эпическом произведении становится не кто иной, как народ. М.А. Шолоховым представлено донское казачество со всеми его достоинствами и недостатками. Автор изображает быт и нравы казачества, его характерные черты, которые помогают понять причины того или иного поведения в исторических событиях. В событиях прошлого участвуют не конкретные личности, а целый народ. Войны оказывают влияние на народ в целом. Стоит отметить, что М.А. Шолохов изображает различные слои населения, что позволяет ему продемонстрировать причины революционных действий.

Несмотря на то что главным героем романа-эпопеи можно назвать народ, в «Тихом Доне» насчитывается большое количество участвующих в действии персонажей. Причем персонажи вымышленные действуют вместе с образами реально существующих лиц. Все персонажи имеют отличительные черты, позволяющие раскрыть их внутренний мир.

«Тихий Дон» – объемное произведение, которое включает в себя 4 книги, состоящих из частей и глав. В таком объемном произведении наблюдается широкий круг поднятых М.А. Шолоховым тем и проблем. Помимо этого, в «Тихом Доне» тесно переплетаются бытовой пласт и военный пласт, в каждом из которых наблюдается динамичность, позволяющая продемонстрировать судьбы конкретных личностей и судьбу целого народа.

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» — сочинение

Вариант 2

«Тихий Дон» — роман-эпопея, повествующая о судьбах народа в период Первой мировой и гражданской войн. Русская история того времени дала возможность автору воссоздать конфликт эпохального масштаба. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это обусловило качественно новое решение таких вечных проблем, как человек и история, война и мир, личность и народ.

«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпоху. Жанр эпохи потребовал от автора предельной объективности. Писатель не сочувствует ни одной из воюющих сторон, как было в большинстве книг того времени, не расставляет идеологических акцентов, а выражает горечь трагедии всего народа.

Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Ильиничны складываются у М. Шолохова в единство исторической правды народа на историческом переломе. В «Тихом Доне», как и в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», действие разворачивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Оба эти плана даны в неразрывном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном — любовью Григория к Аксинье, в плане социальном — столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности. Органична и развязка романа. В плане личном — это смерть Аксиньи, в плане социально-историческом — это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество советской власти на Дону.

В центре романа трагедийный характер — Григорий Мелехов. Он олицетворяет трагедию народа: это и трагедия тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману, трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Григорий Мелехов — одаренный сын народа. Прежде всего он честный человек — даже в своих заблуждениях. Он никогда не поддавался соблазну наживы и карьеры, не искал собственной выгоды. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови. Вина его несомненна, и он сам это осознает. Однако несомненно, что поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах определяют из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости.

Роман-эпопея предполагает не только воссоздание ярких индивидуальностей героев, но и раскрытие жизни народа как целого. Народные массы изображаются в непрерывном движении: они участвуют в Первой мировой войне, в революции, в гражданской войне. Изображая народ, писатель воссоздает язык, которым говорит казачество. М. Шолохов — мастер массовых сцен, портретных характеристик. Перед нами вереницей проходят картины разгона красными Малого войскового круга, расправы ревтрибуналов, расстрел простых казаков, сцены бесчинств красноармейцев, рассказ о работе военно-полевых судов войска Донского. Разрушается единство народа — вот в чем трагедия. Одна жестокость порождает другую. Страшно и то, что в них участвуют мирные жители. Дарья Мелехова убивает своего кума. Месть и злоба распространяются на стариков и детей. Мишка Кошевой убивает деда Гришаку и сжигает дома своих врагов. Митька Коршунов убивает в отместку всю семью Мишки. Страшная правда кроется в словах Кошевого: «Все вы душегубы».

Но добро, справедливость все-таки живы в людях. Вот почему с симпатией пишет автор о встрече Валета и немецкого солдата, одобряет решение казаков идти на Дон, не вмешиваться в события в Петрограде.

В «Тихом Доне» М. А. Шолохова показан величайший социальный сдвиг в судьбе народа. Жанру эпопеи соответствует не только тематика, но и герои, воплощающие в себе общенародные качества, переживающие коренные противоречия эпохи. В романе сталкиваются два мира представлений и верований — этим определяется эпическая природа конфликта. Величие писателя в том, что он прослеживает жизнь всей нации, общенародную судьбу.

Женские образы в романе «Тихий Дон» — сочинение

Вариант 3

Основные признаки эпического произведения — глобальность проблематики, сюжетная, композиционная и идейная сложность, стремление охватить в одном тексте как можно больше тем и, главное, взгляд на мир, как на объективную реальность, некоторая отстраненность автора от повествования.

В романе-эпопее Михаила Александровича множество действующих лиц (около шестисот): и простые крестьяне, жители хутора Татарского, и знаменитые генералы Корнилов, Каледин, Алексеев; действие охватывает более десяти лет. В романе несколько сюжетных линий: основная, рассказываюшая о судьбе Григория, и побочные — о молодом помещике Евгении Листницком, о судьбах Елизаветы Моховой, Мишки Кошевого, Митьки Коршунова и т.д.

Поднимается множество острых проблем — что есть революция и в чем её истоки? К чему может привести гражданская война? Кто прав в этой войне — белые или красные? В первом томе дана как бы экспозиция романа, перед нашими глазами проходит широкая панорама предреволюционной жизни на Дону. Обычно критика утверждает, что Шолохов дает в первой части картину классового расслоения деревни, как источника гражданской войны.

С одной стороны, мы действительно видим вражду казаков и «мужиков», предрассудки, бедность… Но главная движущая сила тут отнюдь не классовая вражда, а чувство, не зависящее от социального положения персонажей, — любовь. Григорий впервые оказывается в ситуации выбора; потом на протяжении романа ему снова, раз за разом, придется выбирать… Ясно, что Шолохов считает первую мировую войну одной из главных причин революции.

Автор пишет о том, о чем впоследствии будут писать и В. Быков, и В. Тендряков, и К. Симонов, — о том, что война ожесточает людей, обесценивает человеческую жизнь. В первый раз Григорий убивает на войне, и война дает ему запас жестокости на всю жизнь.

Шолохов пишет о полной сумятице в человеческих душах, которую породила гражданская война, о том, что у людей было только одно желание — пойти домой и продолжать жить, как жили до сих пор. Медленно, с болью, крестьянство начало осознавать, что оно стоит перед выбором, и выбирать необходимо.

Сразу выделились люди, решившие все быстро и навсегда — Петр Мелехов, Штокман, Митька Коршунов, Мишка Кошевой и другие. Они фанатичны и жестоки, им неведомы сомнения. Григорий же сомневается постоянно. Он ясно видит недостатки и белых, и красных и пытается быть объективным (хотя самое глубокое его стремление — обыкновенное, человеческое: спокойно жить с Аксиньей и никому не мешать).

Григорий стремится встать над схваткой мировых сил, но это невозможно. Он хочет остаться чистым среди грязи, но вынужден убивать и предавать. Он видит жестокости, творимые фанатиками обоих лагерей — и сам в них участвует. Григорий Мелехов оказывается в безвыходном положении, перед ним стоит не выбор между Добром и Злом, но выбор между Злом и Злом.

Убийца Митька Коршунов ничем не лучше убийцы Мишки Кошевого. Стремление остаться чистым и «нравственно не исцарапанным» приводит его к полному краху. К краху, к гибели в романе приходят почти все, пытающиеся стать вне схватки. Это прежде всего женщины — Наталья, Аксинья, Ильинична, которые страдают за своих мужей, братьев, сыновей, матери убитых — и белых, и красных, вырезанные семьи, погибшие дети…

Шолохов, описывая гибель невиновных, отказывается от эпической отстраненности — и боль звучит в лирических отступлениях… Но в романе есть нечто неизменное, то, что действительно стоит над войной, над горем — природа, тихий Дон.

Хотя Дон замутнен кровью, «окрашен вдовами,… цветен сиротами», а вода в нем «наполнена слезами», как сказано в народных песнях, используемых Шолоховым в качестве эпиграфов, но он не меняется, он пребывает всегда. Есть любовь Дуняшки и Мишки, которая стоит над схваткой, есть сын Григория. Жизнь не приемлет убийства, жизнь возрождается, несмотря ни на что. В этом смысл великого романа-эпопеи, в этом его значение. Судьба Григория Мелехова трагична, но он оставил сына, который, может быть, будет более счастлив, чем отец.

Вариант 4

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький — над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой — над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”.

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”.

В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор. Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить — надо человечью правду блюсть…”

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека — святое дело… человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.

Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.
Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой худо- жественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.

Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”.

А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “…люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова — художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.
Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб — мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”.

Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.
Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю… донской нержавеющей кровью полита степь…”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

При вручении Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, “чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector