Яким Нагой — характеристика образа героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ и характеристику Якима Нагого из произведения Некрасова — Кому на Руси жить хорошо. Берите наши примеры для урока литературы!

Сочинение 1 (кратко)

При создании образа этого персонажа, автор, как и для других персонажей, выбирает говорящие имена и названия, Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что сразу намекает на его нищету.

Внешность его тоже вполне характерна, у него впалая грудь и вдавленный живот, волосы же напоминают песок. Кроме того, автор сравнивает его с отрезанным пластом земли, слово отождествляя его с ней, обозначая его крепкую связь с землей. Свою историю Яким рассказывает сам. Поначалу он жил в Петребурге, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. Соверщенно все потеряв, он возвращается в село и продолжает там тяжело работать.

Отдушиной для него остается только выпивка:

«до смерти работает, До полусмерти пьет!..».

Но Яким не считает виноватым в этом только себя. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются природными бедствиями – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство.

Сочинение 2

«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный». Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.

Сочинение 3

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» интересы народа защищают разные люди: кто-то происходит из духовенства (Гриша Добросклонов), кто-то приходит к людям из власти (Ермил Гирин), а кто-то и сам принадлежит к крестьянскому сословию. Среди таких героев выделяется неоднозначный персонаж — Яким Нагой, который произносит страстную речь в защиту народного пьянства.

Герой-правдоискатель Яким Нагой происходит из бедного сословия крестьян. Он, как и все, много работает, много пьет: “Он до смерти работает, до полусмерти пьет. .. ”. Он из села Босого, что свидетельствует о бедности. Живет в горе и вечной нужде, олицетворяет многомиллионную массу крестьянства. Читатель вечно видит его “пьяненьким”, “убегеньким”, но в его образе он также чувствует духовность, нравственность, желание лучше жить, понимание того, что нужно что-то делать, что так жить дальше нельзя.

Яким прошел долгий и трудный жизненный путь: ранее он жил в Петербурге, но вздумалось ему тягаться с купцом. Он проиграл тяжбу и отправился в острог:

…Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось!…

С тех пор Яким вернулся на свою малую Родину и стал пахать землю. В ответ на упрек купца, что все проблемы крестьян от того, что они много пьют, Яким объясняет ему подлинное значение пагубной привычки. Дело в том, что крестьяне работают на царя и помещика до полного изнеможения, и другого средства расслабления у них нет в силу бедности и невежества. Деревни не славились развлечениями, и людям некуда было пойти, кроме кабака. Наконец, пьянство для героя — способ протеста против действительности. Он утверждает мысль о том, что крестьяне много работают, и работа тяжелая: пахать поля, носить тяжелые мешки, вытягивать повозки из болот. Они трудятся даже там, где бессильна помочь рабочая скотина. Все это они делают без ропота, но должны же они хоть где-то проявить свое истинное отношение к этому? Получается, что единственным способом самовыражения для них является пьянство.

…Не белоручки нежные А люди мы великие в работе и гульбе…

Однако перед нами не просто балагур, оправдывающий дурные привычки. Лучшие качества героя проявляются в ситуации, когда в его дом пришла беда ,и случился пожар. Яким купил для сына карточки с картинками, повесил на стену. Они ему очень нравились, он дорожил ими. И несмотря на то, что его дом полыхал, он вошел в него и спас эти картиночки вместо ценностей. Это говорит о богатстве внутреннего мира героя. Также Якиму свойственно стремление к нравственности, справедливости. Это черта русского народа в целом, поэтому образ Якима Нагого собирательный. Герой способен понять, что беда крестьянина в долготер​пении, в попытке все горести утопить в вине.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector