«Весна, весна! Как воздух чист» — анализ стихотворения Баратынского

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Баратынского — «Весна, весна! Как воздух чист». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – стихотворение написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления.
• Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.
• Композиция – мысль в стихотворении развивается последовательно.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – трёхстопный и четырёхстопный ямб.
• Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
• Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Подробный анализ

Вариант 1

Произведение «Весна, весна! как воздух чист!..», является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

И так, анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..», пожалуй, стоит начинать с того, что непременно стоит отметить — это стихотворение представляет собой один из великолепных образцов истинно русской пейзажной лирики 19 века.

Конечно же уже из названия данного произведения можно понять о чем идет речь. А речь в данном стихотворении идет о весне, о просыпающейся после долгого зимнего сна природе, о её красоте и так далее. Кстати стоит отметить, что многие поэты любили именно это время года, искренне считая его временем вдохновения и рождения прекрасных стихотворений и других литературных произведений.

Данное стихотворение Баратынского многие критики и специалисты в области литературы уверенно называют гимном весне, её приходу и изменению природы.

Если говорить о построении стихотворения то нужно отметить, что оно содержит большое число различных глаголов. Этот прием помог автору показать живой и радостный пейзаж. Более того, общая картина, которую поэт создал в данном произведении, получилась насыщенной, многогранной и в тоже время весьма утонченной.

Читая данное произведение мысленно можно легко воссоздать образ весны, причем стоит отметить, что каждый может создать тот образ, который ему захочется.

По своему объему данное стихотворение получилось довольно большим, оно состоит из 8 столбцов, каждый из которых содержит 4 строчки. Рифма использована перекрестная, именно она помогла автору поддержать общую лаконичность всего произведения.

Из литературных приемов здесь так же можно увидеть метафоры, олицетворение, эпитеты и конечно же красочные прилагательные. Всё это вместе слилось в единое, уникальное произведение, которое является очень легким, и даже воздушным. Благодаря чему оно сразу же приходится по душе каждому читателю. Хотя изначально в момент его создания на него мало кто обращал внимание, и надо признать, весьма не заслуженно оно очень долгое время было в тени.

Вариант 2

Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!» было написано в Казани весною 1832 года и впервые опубликовано в собрании стихотворений и поэм Баратынского.

Баратынский несколько раз приезжал в Казань и Казанскую губернию. Дело в том, что в приданое его жены Анастасии, дочери казанского помещика Л. Н. Энгельгардта, входило родовое поместье Каймары (ныне Высокогорский район Республики Татарстан), по имущественным делам которого он и посещал те края. «…Казань была для меня мало вдохновительной, — писал поэт в одном из писем. — Надеюсь, однако ж, что несколько впечатлений и наблюдений, приобретённых мною, не пропадут».

Стихотворный размер и рифмовка. Композиция, образы, тропы

В стихотворении, написанном четырёхстопным ямбом и состоящем из восьми катренов, во всех без исключения строфах рифмуются только вторая строка с четвёртой, а первый и третьи стихи нерифмованы. Это интересный приём, ведь созвучия (рифма) как бы является успокоительным признаком гармонии, отсутствие же рифмы как бы подспудно указывает нам на её, гармонии, неполноту.

С чем же связана эта неполнота? Разгадкой и служит стихотворение в целом, на неё работает и его композиция (от внешнего к внутреннему, от непосредственных впечатлений весны – к таинственным движениям души, пробуждённой духом весны), и тропы:

эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”, “дивный пир”;

метафоры – “небосклон слепит очи”, “забвенье мысли пьёт”, “летают облака”, “шумят ручьи”, да в сущности и вся третья строфа, где вполне реалистичная картина впадения весенних ручейков в могучую Волгу превращена во впечатляющее олицетворение вешних сил природы:

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Весна обостряет все чувства лирического героя, и они ясно присутствуют в лирическом описании – даже редкое в дореалистическую эпоху обоняние:

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Общая же, генеральная, сущностная особенность такого построения синтетичного, двоякого и противоречивого метаобраза «весна – душа» состоит в том, что как только лирический герой переводит взгляд с внешнего на внутреннее, так сразу явные тропы исчезают из его речи. Исключение – “дивный пир”, притом что эпитет находится в последнем стихе последней строфы, а определяемое им слово – в последнем стихе предпоследней.

Тема, жанр и литературное направление

В 1830-е годы Баратынский переживает тяжёлый психологический и творческий кризис, пишет мало (особенно если сравнивать с 1820-ми годами), в лирике часто продолжает придерживаться своего излюбленного жанра – пейзажной лирики с элементами философской. А это означает, что темами этого круга поздней лирики Баратынского внешне всегда выступают прекрасные, гармоничные явления природы (в данном случае бурное явление весны), но в подтексте каждого такого стихотворения высвечивается внутренняя тема – душевная дисгармония, непонимание и духовный кризис.

Три из пяти строф стихотворения посвящены не весенней природе как таковой, а движениям души лирического героя. Начинается эта, психологическая часть вопросом: «Что с нею, что с моей душой?» Читатель напрасно будет ждать ответа, ибо вопрос это вполне (хотя ещё и скрыто) риторический. Но когда в следующей строке лирический герой о своей душе говорит, что

С ручьём она ручей
И с птичкой птичка!.. –

то это не сравнение и не метафора, а радостное самоощущение нашего впечатлительного лирического героя.

Но погодите радоваться – ведь радость омрачена нерешённым вопросом о смысле жизни. Этот главный, «смысловой» вопрос – «зачем?» поздний романтик Баратынский вставляет теперь, задним числом, даже в творения своей поэтической юности. Например, в стихотворение 1821 года «Водопад», в первой половине 1830-х заново, и существенно, отредактированное:

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Это «зачем?» ожидаемо является и в предпоследней строфе стихотворения о весне, причём в конце соответствующей фразы – не вопросительный, а восклицательный знак. И это вряд ли простая опечатка: вопрос-то явно риторический, и ответа на него явно не будет:

Зачем так радует её
И солнце, и весна!

Но вот и уточняющий и уже не риторический вопрос:

Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Ответ в начале следующей и уже последней строфы: «Что нужды!» Т. е., в переводе с поэтического языка романтика на бытовой язык, – ответ отрицательный: нет, не ликует. У романтического поэта особенная душа: она, в отличие от души простого человека, не дочь стихий (здесь опять не метафора, а простая констатация факта), «из другого теста сделана». Вот душа простого, счастливого человека без всяких вопросов наслаждается весенними стихиями, на пире их забвенье мысли пьёт. У романтического же поэта при всём желании – и желании страстном – так не выходит, высший смысл бытия от него ускользает, бытие иррационально, мир непознаваем…

Но всё это, на исходе романтической эпохи, читателю давно известно. Баратынский не «последний поэт», каким он самому себе представляется, он последний романтик. Парадокс его пейзажно-философской лирики: философия стара, однако нов пейзаж, в котором мастер стиха воистину достигает всяческого совершенства.

Вариант 3

Баратынский Евгений Абрамович написал много прекрасных произведений. Одним из лучших его творений стало стихотворение «Весна, Весна! как воздух чист!», написанное в 1832 году. Весна была любимым временем года поэта. Своё восхищение этим сезоном он выразил в письме матери в апреле 1815 году, где написал, что видеть, как весна преображает природу — «великая радость».

Тема произведения — приход весны.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы показать, как удивительно вступает в свои законные права красавица — весна, как просыпается после суровой зимы природа, а вместе с природой происходит пробуждение души поэта. Стихотворение состоит из восьми строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано ямбом с неодинаковым количеством стоп в строках. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Стихотворение можно поделить на две связанные между собой части.

В первой части поэт описывает приход весны. Чарующую картину пробуждения природы автор изображает при помощи эпитетов: «воздух чист», «ясен небосклон», «лазурию живой», «солнечным лучам», «ветхий лист…и шумен и душист», «яркой вышине», «заздравный гимн». Природа радуется наступлению долгожданных тёплых дней.

Автор оживляет природу, используя метафору «крылья ветерка» и олицетворения: «река несёт», «шумят ручьи», «летают облака». Глаголы создают впечатление движения, приближения весны. Мастерски подобранная поэтом аллитерация придаёт стихотворению особую красочность: звук [л] добавляет напевность, плавность произведению, звук [р] позволяет услышать шум реки и треск льдин, звук [ш] передаёт шёпот «ветхих» листьев.

Вторая часть начинается с вопроса автора самому себе: «Что с моей душой?» Она тоже пробуждается с приходом тепла, сливаясь воедино с природой: с ручьём она весело бежит по проталинам, с птичкой поднимается высоко к солнцу. Душа поэта «ликует» и «забвенье мысли пьёт». Это говорит о том, что с приходом весны он испытывает такую великую радость, что не может думать ни о чём, кроме красоты природы. Автор способен только любоваться и наслаждаться окружающим его великолепием.

В произведении много восклицательных знаков. Так поэт показывает своё очарование и восхищение любимым временем года. Стихотворение читается на одном дыхании. Оно написано просто, без сложных речевых оборотов. При этом произведение торжественное и лишено вычурности.

В своём стихотворении поэт сумел не только воссоздать великолепную картину прихода весны и передать звуки первых тёплых дней. Автор показал, что вместе с природой от зимнего сна пробуждается и его душа, которая поёт, радуется и приветствует весну.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector